Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Брандиной Н.В.
Федоровой И.А.
при секретаре
Смолиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазуренко Ю. Л. к администрации города Кировска Мурманской области об обязании произвести перерасчет периодов оплаченных отпусков с учетом единовременного поощрения и материальной помощи, обязании произвести выплату премии по результатам работы за год, взыскании компенсации морального вреда, об обязании выплатить проценты (денежную компенсацию) за задержку причитающихся выплат
по апелляционной жалобе администрации города Кировска Мурманской области на
решение
Кировского городского суда Мурманской области от 4 сентября
2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Мазуренко Ю. Л. к Администрации города Кировска Мурманской области об обязании произвести перерасчет периодов оплаченных отпусков с учетом единовременного поощрения и материальной помощи, обязании произвести выплату премии по результатам работы за год, взыскании компенсации морального вреда, об обязании выплатить проценты (денежную компенсацию) за задержку причитающихся выплат - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Кировска Мурманской области произвести Мазуренко Ю. Л. перерасчет оплачиваемых отпускных по среднему заработку для оплаты отпусков, предоставленных Мазуренко Ю. Л. в следующие периоды: с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с 24 апреля по 28 апреля 2018 года, с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года, с учетом единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу, назначенного распоряжением Главы администрации города Кировска N556-л от 04 сентября 2017 года.
Обязать Администрацию города Кировска Мурманской области произвести Мазуренко Ю. Л. перерасчет оплачиваемых отпускных по среднему заработку для оплаты отпусков, предоставленных Мазуренко Ю. Л. в следующие периоды: с 05 июня 2017 года по 14 июля 2017 года, с 11 сентября 2017 года по 30 сентября 2017 года, с 26 февраля 2018 года по 09 марта 2018 года, с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением и.о. Главы администрации города Кировска N61-л от 06 февраля 2017 года.
Обязать Администрацию города Кировска Мурманской области произвести Мазуренко Ю. Л. перерасчет оплачиваемых отпускных по среднему заработку для оплаты отпусков, предоставленных Мазуренко Ю. Л. в следующие периоды: с 13 июня 2018 года по 03 июля 2018 года, с 13 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года, с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением зам. Главы администрации города Кировска N203-л от 09 апреля 2018 года
Выплату вышеприведенных перерасчетов по оплате отпусков произвести Мазуренко Ю. Л. с учетом требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных сумм за каждый день задержки начиная с 01 ноября 2018 года по день выплаты фактического расчета включительно.
Взыскать с Администрации города Кировска Мурманской области в пользу Мазуренко Ю. Л. денежную компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Мазуренко Ю. Л. к Администрации города Кировска Мурманской области о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 27000 рублей, обязании произвести выплату премии по результатам работы за 2018 год, пропорционально отработанному рабочему времени с 01 января по 31 октября 2018 года, произвести перерасчет оплачиваемого отпуска за период с 24 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением зам. Главы администрации города Кировска N203-л от 09 апреля 2018 года - отказать".
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В, выслушав объяснения представителя администрации города Кировска Мурманской области Лежепековой Д.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мазуренко Ю.Л. обратилась в суд с иском к администрации города Кировска Мурманской области (далее - администрация г. Кировска) об обязании произвести перерасчет периодов оплаченных отпусков с учетом единовременного поощрения и материальной помощи, выплатить премию по результатам работы за год.
В обоснование заявленных требований истица указала, что с 1 января 2010 г. по 31 октября 2018 г. состояла с ответчиком в трудовых отношениях, замещала должность муниципального служащего - начальника отдела опеки и попечительства администрации города Кировска.
Распоряжением администрации г. Кировска от 4 сентября 2017 г. N556-л за многолетнюю безупречную службу ей назначено единовременное денежное поощрение.
28 сентября 2018 г. она обратилась к работодателю с заявлением о перерасчете отпускных, выплаченных за периоды очередного отпуска с 26 февраля 2018 по 09 марта 2018 г, с 24 апреля по 28 апреля 2018 г, с 13 июня по 3 июля 2018 г. и с 13 августа по 12 сентября 2018 г, расчет которых произведен исходя из среднего заработка без учета указанного единовременного денежного поощрения. В удовлетворении данного требования ответчик отказал.
Указала также, что в расчет отпускных в течение 2017-2018 годов работодатель не включил предусмотренную системой оплаты труда дополнительную выплату в виде материальной помощи в размере двух должностных окладов в год и не выплатил премию по итогам работы за 2018 год.
Уточнив исковые требования, Мазуренко Ю.Л. просила суд обязать ответчика произвести: перерасчет отпускных с учетом единовременного денежного поощрения за многолетнюю безупречную службу за периоды отпусков: с 26 февраля 2018 по 09 марта 2018 г, с 24 апреля по 28 апреля 2018 г, с 13 июня по 3 июля 2018 г. и с 13 августа по 12 сентября 2018 г.; выплату годовой премии по результатам работы за 2018 год с учетом количества времени, отработанного в расчетном периоде с 1 января по 31 октября 2018 г.; перерасчет отпускных с учетом выплаченной материальной помощи в размере 2-х должностных окладов в год за периоды отпусков: с 5 июня по 14 июля 2017 г, с 11 сентября по 30 сентября 2017 г, с 26 февраля по 9 марта 2018 г, с 24 апреля по 28 апреля 2018 г, с 13 июня по 3 июля 2018 г. и с 13 августа по 12 сентября 2018 г, и выплатить недостающую сумму; выплату процентов (денежной компенсации) в размере 1/150 действующей на момент увольнения ключевой ставки ЦБ России (7, 5%) от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная с 1 ноября 2018 г. по день фактического расчета включительно; взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
В судебном заседании истица Мазуренко Ю.Л. просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрация г. Кировска Лежепекова Д.С. иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Кировска Лежепекова Д.С. просит решение суда отменить в той части, в которой исковые требования удовлетворены, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приводя нормы статьи 135, 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922, положения части 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО "О муниципальной службе в Мурманской области", указывает, что системы оплаты труда в органах местного самоуправления устанавливаются правовым актом представительного органа муниципального образования, в данном случае Положением о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Кировска.
Данным Положением о денежном содержании не предусмотрена выплата единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу, выплата такого поощрения предусмотрена Правилами внутреннего трудового распорядка.
Приводит доводы о том, что администрация г. Кировска не является представительным органом муниципального образования и не может устанавливать систему оплаты труда муниципальных служащих, при этом единовременное поощрение не относится к обязательным и регулярным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, не включена в фонд оплаты труда и не входит в состав денежного содержания, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка.
Отмечает, что выплата поощрения произведена истице за счет средств местного бюджета.
Ссылаясь на пункты 3, 3.8.1 Положения о денежном содержании и статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает на отсутствие оснований для осуществления перерасчета отпускных, поскольку материальная помощь является выплатой социального характера, не имеет отношения к оплате труда.
Полагает, что работодатель правомерно не учел материальную помощь при расчете оплаты отпуска.
Также приводит доводы о пропуске истицей срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, которые суд неправомерно не принял во внимание. Указывает, что норма части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации не связывает начало отсчета срока обращения в суд с моментом, когда работник узнал о нарушении своего права, а предусматривает его исчисление со дня установленного срока выплаты причитающихся работнику сумм.
Обращает внимание, что при рассмотрении дела истица не указывала на какие-либо уважительные причины, которые объективно препятствовали ей обратиться в суд с иском в установленный законом срок.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Мазуренко Ю.Л. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истица Мазуренко Ю.Л, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся в судебное заседание истицы, поскольку её неявка не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения заявленных требований, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ) и Законом Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО "О муниципальной службе в Мурманской области" (далее - Закон Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО).
На основании пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и пунктом 1 статьи 22 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статья 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и пункт 2 статья 22 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО).
Согласно пункту 3 статья 22 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь.
Муниципальным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными правовыми актами (часть 5 статья 22 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО).
Из положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и пункта 1 статьи 26 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО следует, что виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом соответствующего муниципального образования (а в случае, предусмотренном пунктом 2.1 настоящей статьи, - каждым органом местного самоуправления, избирательной комиссией муниципального образования) в соответствии с федеральными законами и Законом Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО.
Перечень применяемых видов поощрений и вознаграждений за безупречную и эффективную муниципальную службу приведен в пункте 2 статьи 26 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО.
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО выплата муниципальному служащему единовременного поощрения, предусмотренного подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя (работодателя) в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО и части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ и пунктом 1 статьи 21 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО предусмотрено, что муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, устанавливающее особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Положение от 24 декабря 2007 г. N 922).
В соответствии с пунктом 2 Положения от 24 декабря 2007 г. N 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в том числе денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время (пп. "е"); премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. "н").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Мазуренко Ю.Л. на основании трудового договора от 5 мая 2008 г. N * и дополнительного соглашения к трудовому договору от 31 мая 2016 г. с 15 ноября 1999 г. проходила муниципальную службу в администрации города Кировска Мурманской области, замещая муниципальную должность начальника отдела опеки и попечительства администрации города Кировска.
Распоряжением заместителя главы администрации города Кировска N676-л от 26 октября 2018 г. Мазуренко Ю.Л. с 31 октября 2018 г. уволена с муниципальной службы на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
В соответствии с условиями трудового договора от 5 мая 2008 г. N *, в редакции дополнительного соглашения от 31 мая 2016 г, истице как муниципальному служащему установлено денежное содержание, которое состоит из: должностного оклада и дополнительных выплат, в том числе ежемесячных надбавок к должностному окладу за классный чин, за выслугу лет на муниципальной службе, за особые условия муниципальной службы; ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 1 раз в год в размере 1 должностного оклада и материальной помощи - 1 раз в год в размере 2 должностных окладов, в соответствии с Положением "О денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска", утвержденного решением Совета депутатов г. Кировска от 18 октября 2007 г. N89; премии по результатам работы (ежемесячно (ежеквартально, ежегодно); премии за выполнение особо важных и сложных заданий (квартал или иной срок), а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент 50% и северная надбавка 80%. (пункты 12, 13 дополнительного соглашения).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 9 апреля 2018 г. пункт 12 трудового договора изложен в иной редакции, согласно которой истице установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада и дополнительных выплат, в том числе: ежемесячных надбавок к должностному окладу за классный чин, за выслугу лет на муниципальной службе и за особые условия муниципальной службы; ежемесячного денежного поощрения; единовременной премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 1 раз в год в размере 1 должностного оклада и материальной помощи - 1 раз в год в размере 2 должностных окладов в соответствии с Положением о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска, утвержденного решением Совета депутатов г. Кировска от 30 января 2018 г. N 6.
В период прохождения Мазуренко Ю.Л. муниципальной службы распоряжением главы администрации города Кировска N 556-л от 4 сентября 2017 г. истице назначена выплата единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу в размере пятикратной среднемесячной заработной платы поощряемого муниципального служащего, фактически начисленной за последние 12 календарных месяцев.
Указанное единовременное поощрение начислено истице в размере 363696 рублей 92 копейки, его выплата согласно расчетному листку за сентябрь 2017 г. произведена _ _ 2017 г.
На основании распоряжений администрации города Кировска истице были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска: от 6 февраля 2017 г. N 61-л - с 27 февраля по 10 марта 2017 г. с выплатой материальной помощи в размере двух должностных окладов; от 12 мая 2017 г. N 292-л - с 5 июня по 14 июля 2017 г.; от 11 августа 2017 г. N 515-л - с 11 сентября по 30 сентября 2017 г.; от 5 февраля 2018 г. N 55-л - с 26 февраля по 9 марта 2018 г.; от 9 апреля 2018 г. N 203-л - с 24 по 28 апреля 2018 г. с выплатой материальной помощи в размере двух должностных окладов; от 17 мая 2018 г. N 292-л - с 13 июня по 03 июля 2018 г.; от 24 июля 2018 г. N 462-л - с 13 августа по 12 сентября 2018 г.
28 сентября 2018 г. Мазуренко Ю.Л. обратилась с заявлением о перерасчете отпускных, выплаченных за периоды предоставленных очередных отпусков в 2018 году, ссылаясь на то, что расчет размера среднего заработка для оплаты отпуска произведен без учета выплаченного ей единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу на основании распоряжения главы администрации города Кировска N 556-л от 4 сентября 2017 г.
Письмом от 30 октября 2018 г. ответчик отказал в удовлетворении данного требования на том основании, что указанное поощрение носит разовый характер, не предусмотрено системой оплаты труда, в связи с чем не подлежит учету при расчете среднего заработка для оплаты отпусков.
Из материалов дела следует, что порядок и условия осуществления денежного содержания (оплаты труда) муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска, меры их поощрения и порядок применения, регулируются Положением о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска, утвержденного решением Совета депутатов города Кировска с подведомственной территорией N 6 от 30 января 2018 г. и Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденного распоряжением администрации города Кировска N 103-р от 4 апреля 2012 г. (в редакции от 17 мая 2017 г. N 512-р).
Из пунктов 8.1, 8.2 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных распоряжением администрации города Кировска N 103-р от 4 апреля 2012 г, следует, что за добросовестный труд могут применяться меры поощрения, виды и порядок применения которых определяется Положением о видах и награждений сотрудников администрации города Кировска и порядке их применения (Приложение N2).
Порядок и размер выплаты муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы в администрации города Кировская, единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу определены разделом 5 указанного выше Положения, являющегося Приложением N 2 к Правилам внутреннего трудового распорядка, пунктом 5.5 которого предусмотрено, что выплата единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу производится в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Согласно Положению, утвержденному решением Совета депутатов города Кировска с подведомственной территорией N 6 от 30 января 2018 г, денежное содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определенных статьей 22 Закона Мурманской области от 29 июня 2007 г. N 860-01-ЗМО "О муниципальной службе в Мурманской области", к которым согласно пункту 2.3 данного Положения относится, в том числе материальная помощь.
В соответствии с пунктом 5.1 вышеназванного Положения N 6 от 30 января 2018 г. фонд выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех должностных окладов по каждой штатной единице с применением районного коэффициента и полярной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусматривается при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска (в расчете на один финансовый год).
Аналогичные условия формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих органа местного самоуправления города Кировска, предусматривающий средства для выплат, в том числе материальной помощи в размере двух должностных окладов, содержались в ранее действующем Положении о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска, утвержденном решением Совета депутатов города Кировска с подведомственной территорией N 89 от 18 октября 2007 г.
Обсуждая заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет отпускных по среднему заработку для оплаты отпусков, предоставленных в 2018 году, с учетом единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу и отпускных за период с 5 июня по 14 июля 2017 г, с 11 по 30 сентября 2017 г, с 26 февраля по 9 марта 2018 г, с 13 июня по 3 июля 2018 г. и с 13 августа по 12 сентября 2018 г. с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, суд, проанализировав выданные истице расчетные листки и расчеты произведенных начислений отпускных за спорные периоды, установил, что при исчислении среднего заработка для оплаты отпусков в спорные периоды не учитывались произведенные истице выплаты единовременного поощрения за многолетнюю безупречную службу и материальной помощи в размере двух должностных окладов на основании распоряжений N 61-л от 6 февраля 2017 г. и N 203-л от 9 апреля 2018 г.
Признавая обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования в указанной части, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами трудового законодательства, а также специальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок денежного содержания муниципальных служащих, тщательно проанализировав условия трудового договора с учетом заключенных сторонами дополнительных соглашений к нему, нормативные акты органов местного самоуправления города Кировска по оплате труда муниципальных служащих и формирования фонда оплаты труда, локальные нормативные акты, регулирующие систему применяемых мер поощрения муниципальных служащих (сотрудников) администрации города Кировска, виды и порядок их применения, оценив исследованные по делу доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, верно исходил из того, что со стороны работодателя допущено нарушение трудовых прав истицы на получение причитающихся к выплате сумм отпускных, средний заработок для оплаты которых исчислен ответчиком без учета произведенных истице выплат единовременного поощрения и материальной помощи, тогда как такие выплаты предусмотрены системой оплаты труда муниципальных служащих администрации города Кировска и выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, которые достаточно мотивированы, сделаны при правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, у судебной коллегии не имеется.
Повторяемые в апелляционной жалобе доводы о том, что единовременное поощрение за многолетнюю безупречную муниципальную службу и материальная помощь не предусмотрены системой оплаты труда и не входят в состав денежного содержания, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно признаны необоснованными.
Как верно указано судом, единовременная выплата, произведенная истице за многолетнюю безупречную муниципальную службу, относится к поощрительным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда муниципальных служащих, применяемой в администрации города Кировска, также как и материальная помощь, предоставляемая истице раз в год в размере двух должностных окладов, является гарантированной частью заработной платы муниципального служащего и входит в состав его денежного содержания.
Вопреки приведенным в апелляционной жалобе доводам, в том числе о том, что администрация города Кировска не устанавливает систему оплаты труда муниципальным служащим, согласно пункту 10.1 Правил внутреннего трудового распорядка в администрации города Кировска, являющихся локальным нормативным актом, по всем вопросам, не нашедшим своего отражения в настоящих Правилах, работодатель руководствуется положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Мурманской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Кировска.
Исходя из анализа вышеприведенных положений, устанавливающих систему оплаты труда (денежного содержания) муниципальных служащих органов местного самоуправления города Кировска, и локальных нормативных актов о применяемых мерах поощрений и награждений сотрудников администрации города Кировска, где проходила муниципальную службу истица, материальная помощь не относится к выплатам социального характера, на что ссылается ответчик в жалобе, входит в состав денежного содержания муниципального служащего. При этом выплаты материальной помощи, предоставляемой муниципальному служащему раз в год в размере двух должностных окладов, и единовременного поощрения за многолетнюю безупречную муниципальную службу, производимого один раз за все время прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, предусмотрены системой оплаты труда, применяемой работодателем, и выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления.
Как верно отметил суд, сам по себе факт выплаты материальной помощи на основании заявления работника не меняет правовой природы данных выплат, поскольку относится к обязательным выплатам, входящим в состав денежного содержания муниципального служащего при соблюдении им условий подачи соответствующего заявления, и как указано выше, средства на выплату которой предусматриваются при формировании фонда оплаты труда.
При таком положении, вопреки доводам в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что выплаченные истице единовременное поощрение и материальная помощь в размере двух должностных на основании распоряжений N 61-л от 6 февраля 2017 г. и N 203-л от 9 апреля 2018 г, подлежат учету при исчислении среднего заработка для оплаты отпусков, в связи с чем обоснованно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет отпускных по среднему заработку за оспариваемые периоды с учетом указанных выплат.
Доводы жалобы, направленные на несогласие с выводами суда в данной части, опровергаются материалами дела и исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Оснований для переоценки представленных доказательств и установленных судом на их основе фактических обстоятельств дела, а также для переоценки выводов суда, судебная коллегия не усматривает.
Довод стороны ответчика о пропуске истицей срока обращения в суд, являлся предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонен с приведением в решении убедительных мотивов, с которыми судебная коллегия соглашается.
Учитывая, что о предполагаемом нарушении своих трудовых прав истице стало известно в части неверного исчисления среднего заработка для оплаты предоставленного в 2017-2018 гг. отпуска без учета выплаты единовременного поощрения - в сентябре 2018 г, в части неверного исчисления среднего заработка для оплаты предоставленного в 2017-2018 гг. отпуска без учета выплат материальной помощи - в мае 2019 г, а за разрешением индивидуального трудового спора она обратилась в суд 24 июля 2019 г, суд, руководствуясь положением статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что срок обращения в суд с настоящим иском истицей не нарушен.
Таким образом, правильно определив начало течения срока обращения в суд за защитой нарушенного права, суд верно отклонил как несостоятельное заявление стороны ответчика о пропуске истицей указанного срока.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы в данной части отмену решения суда не влекут, поскольку правильности выводов суда не опровергают.
Принимая во внимание, что причитающиеся Мазуренко Ю.Л. суммы заработной платы ответчиком своевременно не выплачены, в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации суд нашел требование истицы о взыскании процентов за нарушение срока выплаты обоснованными, в связи с чем обязал ответчика выплатить истице соответствующую денежную компенсацию в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных сумм за каждый день задержки, начиная с 1 ноября 2018 г. по день выплаты фактического расчета включительно.
Установив нарушение трудовых прав истицы на получение спорных сумм, на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации суд взыскал с ответчика в пользу истицы денежную компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, определив ее с учетом принципа разумности и справедливости, причиненных истице нравственных страданий, степени вины работодателя, характера и длительности нарушения трудовых прав.
Поскольку решение суда в части отказа истице в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 27000 рублей, обязании ответчика произвести выплату премии по результатам работы за 2018 год, пропорционально отработанному рабочему времени с 1 января по 31 октября 2018 г. и перерасчет оплачиваемого отпуска за период с 24 по 28 апреля 2018 г. с учетом выплаченной материальной помощи в размере двух должностных окладов, назначенной распоряжением N 203-л от 9 апреля 2018 г, не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
В целом доводы апелляционной жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кировского городского суда Мурманской области от 4 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кировска Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.