Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Юрьевой А.В, судей Рыжих Е.В, Квасовой О.В, при ведении протокола судебного заседания секретарем Заморской В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжих Е.В. дело по апелляционному представлению заместителя военного прокурора Калужского гарнизона на решение Жуковского районного суда Калужской области от 21 августа 2019 года по иску заместителя военного прокурора Калужского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к регистрации права на недвижимое имущество, УСТАНОВИЛА:
21 февраля 2019 года заместитель военного прокурора Калужского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации, обратившись в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, просил обязать ответчиков зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Жуковского района общей площадью 217, 1 кв. м, инвентарный N, гараж кирпичный общей площадью 33, 2 кв. м, инвентарный N, гараж деревянный общей площадью 32, 1 кв.м, инвентарный N, расположенные по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе прокурорской проверки было выявлено указанное имущество, которое занимает и использует военный комиссариат Жуковского района Калужской области, находящееся на балансовом учете в ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны РФ. В соответствии с передаточным актом указанные объекты недвижимого имущества переданы от ФГКЭУ "Калужская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ в ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, в связи с чем ее интересы включают в себя вопросы сохранности федеральной собственности. Вопреки действующему законодательству указанное имущество не зарегистрировано на праве собственности в Едином государственном реестре недвижимости, в связи с чем нарушаются права Российской Федерации.
Определением Жуковского районного суда Калужской области от 26 июля 2019 года ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Представитель истца военной прокуратуры Калужского гарнизона, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в судебное заседание не явился, в своем отзыве просил исковые требования оставить без удовлетворения.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 21 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В представлении заместителя военного прокурора Калужского гарнизона ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения о собственнике нежилого здания военного комиссариата Жуковского района, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер "83", 1996 года постройки, площадью 217, 1 кв.м, а также расположенных по тому же адресу нежилого здания - гаража, инв. N, площадью 33, 2 кв. м; нежилого здания - гаража, инв. N, площадью 33, 1 кв.м, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается соответствующими выписками от 24 июля 2019 года и 25 июля 2019 года, имеющимися в материалах дела.
Также из материалов дела следует, что в рамках приказа Министра обороны от 17 декабря 2010 года N1871 ФГКЭУ "Калужская квартирно-эксплуатационная часть" передало, а ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России приняло недвижимое имущество и документацию согласно Приложению 1, в котором в пунктах 26-28 значится здание военного комиссариата Жуковского района Калужской области общей площадью 217, 1 кв. м, инв. N, помещение гаража кирпичного общей площадью 33, 2 кв.м, инв. N, помещение гаража деревянного общей площадью 32, 1 кв.м, инв. N.
В соответствии с договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом N Пр/71 от 27 декабря 2018 года ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России передало в безвозмездное пользование военному комиссариату Калужской области, в числе прочего, здание военного комиссариата Жуковского района Калужской области общей площадью 217, 1 кв. м, инв. N, помещение гаража кирпичного общей площадью 33, 2 кв.м, инв. N, помещение гаража деревянного общей площадью 32, 1 кв.м, инв. N, расположенные по адресу: "адрес", о чем составлен акт.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 года N 1132).
В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", имущество вооруженных сил Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные нежилые помещения в силу прямого указания закона относятся к федеральной собственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (введен в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть с 31 января 1998 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
При этом, как верно указал суд, доказательств тому, что Министерство обороны, являясь лицом, осуществляющим в отношении спорного недвижимого имущества правомочия собственника, каким-либо способом выразило согласие на передачу данного имущества третьим лицам, в материалы дела не представлено. Напротив, здание военного комиссариата и помещений гаражей и другого имущества используются по назначению.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе истцу в иске является правильным.
Доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены либо изменения решения суда, представление заместителя военного прокурора Калужского гарнизона не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жуковского районного суда Калужской области от 21 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя военного прокурора Калужского гарнизона - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.