Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре Глуховой М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомина О.В, Кривозубов Н.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе Департамента государственного имущества Пензенской области на решение Пензенского областного суда от 12 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, объяснения представителя Департамента государственного имущества Пензенской области У.А.С, представителя государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Государственная кадастровая оценка" К.В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установила:
Фомин О.В, Кривозубов Н.М. обратились в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного имущества Пензенской области, государственному бюджетному учреждению Пензенской области "Государственная кадастровая оценка" (далее - ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка"), с учетом изменения административных исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 46 КАС РФ, просили суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение троллейбусного депо N, расположенного относительно ориентира, адрес ориентира: "адрес" в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости что, в свою очередь, затрагивает права последних, поскольку увеличивает расходы на его приобретение.
Решением Пензенского областного суда административное исковое заявление Фомин О.В, Кривозубов Н.М. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение троллейбусного депо N, расположенного относительно ориентира, адрес ориентира: "адрес" по состоянию на 1 ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей. Датой подачи заявления Фоминым О.В, Кривозубовым Н.М. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать ДД.ММ.ГГГГ
Взыскано с Департамента государственного имущества Пензенской области в пользу Фомин О.В. и Кривозубов Н.М. расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" каждому.
Взыскано с Департамента государственного имущества Пензенской области в пользу "данные изъяты" расходы по проведению экспертизы "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Департамент государственного имущества Пензенской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что судом были неправильно применены нормы материального права, не в полном объеме исследованы все материалы дела. Считает, что снижение кадастровой стоимости в результате определения рыночной стоимости в рамках проведенной судебной экспертизы является незаконным и нарушает принцип единообразия платности пользования земли, в связи с чем рыночная стоимость земельного участка, определенная в рамках судебной экспертизы, не может быть признана объективно обоснованной и достоверной. Полагает, что экспертное заключение не подлежало признанию судом в качестве допустимого доказательства, так как указанное доказательство имело ряд существенных недостатков, оказавших влияние на определение действительной рыночной стоимости земельного участка, а именно: в описании аналогов отсутствует информация о наличии коммуникаций, что свидетельствует о неполноте и недостоверности проведенного обследования, а также приведёт к занижению итоговой рыночной стоимости спорного объекта. Судом первой инстанции отклонено ходатайство о назначении повторной экспертизы.
Представителем административных истцов Ю.К.С. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административных истцов.
Административные истцы и заинтересованные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Фомин О.В. и Кривозубов Н.М. на праве общей долевой собственности (доля в праве по 1/2) принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение троллейбусного депо N, расположенном относительно ориентира, адрес ориентира: "адрес", что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от ДД.ММ.ГГГГ
На основании пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), соответственно административные истцы имели основания для обращения за судебной защитой.
Оспариваемая кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 26 ноября 2018 г. N 673-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории "земли населенных пунктов" и объектов недвижимого имущества - сооружений, расположенных на территории Пензенской области" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере - "данные изъяты" руб, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты". Согласно данной выписке, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость названного земельного участка, является ДД.ММ.ГГГГ
При рассмотрении дела в суде первой инстанции в связи с поступившим от представителя административного ответчика Департамента государственного имущества Пензенской области ходатайством назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проведение которой поручено экспертам "данные изъяты"
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты" рублей.
Рассматривая требования Фомин О.В. и Кривозубов Н.М. по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Проанализировав заключение эксперта, суд первой инстанции установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленное в материалы дела заключение эксперта является недопустимым доказательством, повторяют правовую позицию заявителя жалобы в суде первой инстанции, отклоненную судом первой инстанции, с чем судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Как следует из заключения эксперта, экспертом была определена рыночная стоимость земельного участка в рамках сравнительного подхода путем использования трех объектов-аналогов с соответствующим внесением корректировок на различие объектов-аналогов к объекту оценки.
Представленное экспертом заключение содержит подробное описание проведенных исследований. В заключении указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования.
Судебный эксперт В.С.В. в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Он имеет высшее образование и диплом о профессиональной переподготовке, а также квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению "Оценка недвижимости", имеет стаж работы "данные изъяты", в связи с чем квалификация судебного эксперта и уровень его компетентности как специалиста сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывает.
Использованные объекты-аналоги, вопреки доводам апелляционной жалобы, соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. Заключение содержит обоснование выбора объектов, используемых для сравнения. При выборе объектов - аналогов, экспертом учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы о рыночной стоимости объекта оценки, в том числе и имеющиеся коммуникации.
Как видно из материалов дела, все объекты-аналоги находятся в границах "адрес" и имеют возможность к присоединения к коммуникациям, находящихся непосредственно на земельных участках, либо в непосредственной близости от них. Указанные обстоятельства проанализированы экспертом при применении корректировки, что отражено в его заключении.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о недостоверности определенной экспертом стоимости земельного участка не могут являться основаниями для отмены решения суда первой инстанции, поскольку не основаны на доказательствах, опровергающих правильность определения размера рыночной стоимости земельного участка, а также обосновывающих ее иной размер. Заявителем жалобы в суды обеих инстанций не представлено доказательств несостоятельности выводов эксперта или его некомпетентности.
Вопреки доводам жалобы заключение эксперта "данные изъяты" не допускает неоднозначного толкования полученных результатов, соответствует представленным доказательствам, а так же требованиям п. 5 Федерального Стандарта Оценки N3, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 N299, т.к. содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Доводы апелляционных жалоб о необоснованном отказе суда первой инстанции в проведении повторной экспертизы во внимание судебной коллегией не отклоняются ввиду следующего.
Назначение судом повторной экспертизы регламентировано статьей 83 КАС РФ, согласно которой в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах, суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу. При этом, ответчиками не представлено достаточных аргументов относительно необходимости проведения повторной экспертизы, в связи с чем судом было оставлено без удовлетворения ходатайство о проведении такой экспертизы.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд обоснованно согласился с изложенными в нем выводами и посчитал, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, отказав в назначении повторной экспертизы.
Доводы административного ответчика - Департамента государственного имущества Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Правовых оснований к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы не содержат, сводятся к несогласию с содержащимися в решении суда выводами, что не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пензенского областного суда от 12 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного имущества Пензенской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Пензенский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.