Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики Лесникова И.В. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общественной организации "Дебесское районное общество охотников и рыболовов", установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики Лесникова И.В. (далее - должностное лицо, Лесников И.В.) от 15 марта 2019 года N общественная организация "Дебесское районное общество охотников и рыболовов" (далее - общество, ОО "Дебесское РООиР") привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 7 июня 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2019 года постановление заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики Лесникова И.В. от 15 марта 2019 года N и решение судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 07 июня 2019 года отменены, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление и решение.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо просит решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2019 года по делу N7-293/2019 отменить, постановление должностного лица от 15 марта 2019 года N и решение судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 07 июня 2019 года оставить без изменения.
В обоснование жалобы Лесников И.В. ссылается на то, что согласно внутрихозяйственному охотустройству ОО "Дебесское РОО и Р", проведенному по договору от 01 июня 2015 года N, площадь свойственных охотничьих угодий для обитания лося составляет 32, 37 тыс. га.
Указывает, что выводы судьи Верховного суда Удмуртской Республики о том, что площадь охотничьих угодий, предоставленных ОО "Дебесское РОО и Р", для ведения охотничьего хозяйства, в том числе, для проведения биотехнических мероприятий, составляет 31, 21 тыс. га. согласно договора аренды лесного участка N от 10 октября 2008 года, являются ошибочными и не соответствуют положениям лесного законодательства и законодательства в области охоты.
Считает, что заключение договора аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства обязательно только в случаях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и в случаях проведения рубок лесных насаждений, а вся остальная охотхозяйственная деятельность на территории закрепленных охотничьих угодий осуществляется без предоставления лесных участков.
Указывает, что согласно пункта 3.4 приложения 3 к долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира серии N от 04 апреля 2007 года ежегодный расход соли на 1 солонец составляет 20 кг. Исходя из вышесказанного, ОО "Дебесское РОО и Р" обязано обеспечивать ежегодную минеральную подкормку лося в объеме 840 кг. соли в 42 солонца.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 названной статьи.
Отношения в области пользования животным миром регулируются нормами Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N52-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N52-ФЗ - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
В соответствии со статьей 35 названного Федерального закона пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Статьей 40 Закон N52-ФЗ установлены обязанности пользователей животным миром, в числе которых им предписано соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с деятельностью в сфере охотничьего хозяйства.
В силу частей 1, 11 статьи 39 Закона об охоте в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
В силу пункта 6 части 4 статьи 27 данного Федерального закона охотхозяйственное соглашение должно включать в себя, в том числе обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 560 утверждены виды и состав биотехнических мероприятий, а также порядок их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, которым установлено, что кроме иных видов биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях проводится подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения в период с 01 февраля 2019 года по 28 февраля 2019 года плановой выездной проверки должностным лицом административного органа установлено, что ОО "Дебесское РООиР", находящееся по адресу: "адрес", производило минеральную подкормку лося в период 01 января по 31 декабря 2018 года в закрепленных охотничьих угодьях на территории Дебесского района Удмуртской Республики в объемах не соответствующим объемам, установленным внутрихозяйственным охотустройством ОО "Дебесское РООиР", проведенного по договору от 01 июня 2015 года N, а именно: в период с 01 января по 31 декабря 2018 года ОО "Дебесское РОО выложено 410 кг. соли в 40 солонцов при необходимых 840 в 42 солонца согласно нормативу, определенному внутрихозяйственным охотустройством ОО "Дебесское РОО и Р", проведенного по договору от 01 июня 2015 года N, чем нарушило требования приказа Минприроды РФ N560.
Усмотрев в действиях ОО "Дебесское РООиР" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, должностное лицо административного органа - заместитель начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды УР Лесников И.В. составил протокол об административном правонарушении от 28 февраля 2018 года.
Из постановления заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды УР Лесникова И.В. от 15 марта 2019 года N следует, что ОО "Дебесское РОО и Р" привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей за минеральную подкормку лося в период с 01 января по 31 декабря 2018 года в закрепленных охотничьих угодьях на территории Дебесского района Удмуртской Республики в объемах, не соответствующим объемам, установленных внутрихозяйственным охотустройством ОО "Дебесское РООиР", проведенного по договору от 01 июня 2015 года N (л.д.3-7).
Судья районного суда с данными выводами согласился.
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики отменяя решение районного суда исходил из того, что, заключая договор аренды лестного участка и дополнительное соглашение к нему, ОО "Дебесское РООиР" приняла на себя обязательства по ведению охотничьего хозяйства на лесном участке площадью 31 210 га. Доказательств того, что заявитель должен вести охотничье хозяйство на всем участке Дебесского охотничьего хозяйства, площадь которого составляет 32 370 га, административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, необходимое количество солонцов согласно нормативам биотехнических мероприятий для лося в Дебёсском охотничьем хозяйстве (количество солонцов должно составлять 1, 3 солонца на 1 000 га. свойственных угодий или 3 солонца на 10 лосей) и исходя из арендованной площади лесного участка - 31 210 га. составляет 40 штук.
Обществом осуществлена минеральная подкормка лося в период 01 января по 31 декабря 2018 года в закрепленных охотничьих угодьях на территории Дебесского района Удмуртской Республики в соответствующих объемах, установленных внутрихозяйственным охотустройством ОО "Дебесское РООиР", а именно выложено 410 кг. соли в 40 солонцов. Из этого следует, что административным органом и судьей первой инстанции не доказаны обстоятельства, подтверждающие, что в действиях ОО "Дебесское РООиР" имеются нарушения, предусмотренные пунктами 2, 4, 5 Приказа Минприроды России N560.
Факт нарушения ОО "Дебесское РОО и Р" внутрихозяйственного охотустройства, предусмотренного договором от 01 июня 2015 года N, административным органом не доказан.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Таким образом, считаю, что жалобу заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управлении охраны и использования объектов животного мира Минприроды Удмуртской Республики Лесникова И.В. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, в отношении ОО "Дебесское районное общество охотников и рыболовов", следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общественной организации "Дебесское районное общество охотников и рыболовов", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.