Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" на вступившие в законную силу постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 26 июня 2019 года и решение судьи Калужского областного суда от 27 августа 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 26 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 27 августа 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" (далее - Общество, ООО "Альфа Рязань") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей без конфискации изъятой алкогольной продукции.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ООО "Альфа Рязань" просит отменить названные акты, вынесенные в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Альфа Рязань" к административной ответственности) нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии поименованных в данной норме сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в частности, при наличии справки, прилагаемой к таможенной декларации, для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции.
Форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, а также Правила заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 872. Абзацем 2 пункта 2 указанного Постановления предусмотрено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной и табачной продукции собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара (при наличии печати).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 15 февраля 2019 года в 14 часов 37 минут ООО "Альфа Рязань" в магазине, расположенном по "адрес", допустило реализацию следующей алкогольной продукции: ром выдержанный "Барсело Дорадо", ёмкостью 0, 7 л, алк. 37, 5 % об, дата розлива 6 сентября 2018 года, производство Доминиканская республика, по цене 789 рублей за 1 бутылку, со справкой к таможенной декларации N, в которой раздел "А" и первый фрагмент раздела "Б" выполнены на 2 листах, в разделе "Б" при передаче продукции от ООО "Прометей" к ООО "Альфа Рязань" отсутствует подпись уполномоченного лица организации собственника товара " ФИО3 директор"; ром выдержанный "Барсело Бьянко", ёмкостью 0, 7 л, алк. 37, 5 % об, дата розлива 8 марта 2018 года, производство Доминиканская республика, по цене 799 рублей за 1 бутылку, со справкой к таможенной декларации N, в которой в разделе "Б" отсутствует фрагмент о передаче от общества с ограниченной ответственностью "Синергия Импорт" (далее ООО "Синергия Импорт") к обществу с ограниченной ответственностью "Белуга Маркет" (далее ООО "Белуга Маркет").
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Альфа Рязань" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Альфа Рязань" указанного административного правонарушения подтвержден собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении КЖ N от 27 мая 2019 года, заявлением ФИО4 от 25 января 2019 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15 февраля 2019 года, протоколом изъятия вещей и документов от 15 февраля 2019 года, видеозаписью проведения проверки в магазине "Красное Белое", выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об ООО "Альфа Рязань", уставом ООО "Альфа Рязань".
При таких обстоятельствах факт нарушения ООО "Альфа Рязань" особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью перечисленных выше и иных имеющихся в деле доказательств.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что ООО "Альфа Рязань" нарушило особые требования и правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вывод о наличии в действиях ООО "Альфа Рязань" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Не соглашаясь с выводами, содержащимися в оспариваемых судебных актах, ООО "Альфа Рязань" в жалобе ссылается на то, что требования к заполнению справки к таможенной декларации на импортированную алкогольную продукцию на одном листе (его лицевой и оборотной стороне) предъявляются лишь к оригиналу справки; Правила заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации, не содержат специальных требований к изготовлению копии справки; представленная Обществом копия справки к таможенной декларации полностью воспроизводит содержание оригинала документа.
Доводы жалобы обоснованными признать нельзя.
В соответствии с пунктом 3 Правил заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 872, справка оформляется на одном листе формата А4. На лицевой стороне справки печатается раздел "А", на оборотной - раздел "Б".
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что раздел "А" справки заполняется декларантом или по его поручению таможенным представителем, заверяется подписью и печатью декларанта (таможенного представителя).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 4 Правил в позиции "Таможенный орган, осуществивший выпуск товара" должностное лицо таможенного органа заверяет раздел "А" справки после сверки сведений, указанных в этом разделе, со сведениями, заявленными в таможенной декларации, с целью установления соответствия товара этим сведениям. Справке присваивается номер, соответствующий номеру таможенной декларации, который проставляется в разделе "Б" справки и также заверяется должностным лицом таможенного органа, осуществившего выпуск товара.
Пунктом 6 Правил определено, что раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями.
В случае необходимости раздел "Б" может иметь дополнительные листы, заполненные по форме раздела "Б" и являющиеся неотъемлемой частью справки.
На дополнительных листах раздела "Б" справки указывается ее номер, а также проставляется номер дополнительного листа. Заверения дополнительных листов справки должностным лицом таможенного органа не требуется.
Таким образом, Правилами установлено императивное требование о заполнении справки, прилагаемой к таможенной декларации на импортированную алкогольную продукцию, на одном листе, обе стороны которого - лицевая, содержащая сведения раздела "А" и оборотная, содержащая сведения раздела "Б", заверяются должностным лицом таможенного органа, осуществившего выпуск товара. Дополнительные листы раздела "Б" оформляются лишь в том случае, когда на оборотной стороне справки невозможно отразить все сведения о каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником.
Как установлено при рассмотрения дела об административном правонарушении, в ходе проверки ООО "Альфа Рязань" была представлена копия справки к таможенной декларации N, в которой разделы "А" и "Б" выполнены на двух листах: раздел "А" справки и фрагмент раздела "Б", выполненный на дополнительном листе N1, а не на оборотной стороне (л.д.12).
Доводы жалобы о том, что в разделе "Б" справки к таможенной декларации N при передаче продукции от общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (далее ООО "Прометей") к ООО "Альфа Рязань" имеется подпись уполномоченного лица, а также о наличии в справке к таможенной декларации N дополнительного листа раздела "Б" о передаче продукции от ООО "Синергия Импорт" к ООО "Белуга Маркет", приводились в ходе рассмотрения дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверялись судебными инстанциями и правомерно отклонены.
Доводы жалобы о том, что контроль наличия у торговых организаций справки, прилагаемой к таможенной декларации, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами, однако Управлением Роспотребнадзора по Калужской области в ходе проверки документы не запрашивались, также несостоятельны.
В соответствии со ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Общества явилось заявление ФИО4 от 25 января 2019 года в УМВД России по Калужской области о покупке им в магазине "Красное Белое", расположенном по "адрес", алкогольной продукции с признаками контрафактности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Органы внутренних дел (полиция) в соответствии с частью 1 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Бремя доказывания судебными инстанциями распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности и объективности, а также иные процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве данного дела судебными инстанциями не нарушены. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Административное наказание ООО "Альфа Рязань" назначено с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление Калужского районного суда Калужской области от 26 июня 2019 года и решение судьи Калужского областного суда от 27 августа 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Рязань" - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.