Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Катанаевой А.С, Гылкэ Д.И, при секретаре - помощнике Шатских Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи дело (N 30OS0000-01-2019-000051-45) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Стройкомплекс" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" на решение Астраханского областного суда от 3 сентября 2019 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения представителя администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" Данилова А.Г, представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Стройкомплекс" Денисовой И.Н, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Стройкомплекс" (далее - ООО "Управляющая строительная компания "Стройкомплекс", общество) обратилось в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, заявив также о восстановлении пропущенного им срока для обращения в суд с настоящим требованием.
В обоснование заявленного требования общество указало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Кадастровая стоимость земельного участка была установлена по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 76 611 391, 32 руб. Согласно отчету, выполненному ООО "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз", по состоянию на 1 января 2013 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 22 436 000 руб. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку увеличивает размер земельного налога.
По результатам судебной оценочной экспертизы административный истец уточнил административное исковое требование и просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 27 137 887 руб.
Решением Астраханского областного суда от 3 сентября 2019 г. обществу восстановлен срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации объектов недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", "адрес". "адрес", "адрес", по состоянию на 1 января 2013 г. в размере равном рыночной стоимости 27 137 887 руб, до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки. Постановлено считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 11 апреля 2019 г.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на допущенные судом при рассмотрении дела нарушения норм материального права и норм процессуального права, поскольку судом безосновательно восстановлен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением; резолютивная часть решения суда не содержит указания на дату начала применения установленной кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" в дополнение к доводам апелляционной жалобы указал, что экспертное заключение, положенное судом первой инстанции в обоснование выводов об удовлетворении административного искового требования, не отвечает признаку достоверности доказательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Правительства Астраханской области участия не принимали, подав заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Представители Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области, администрации Приволжского района Астраханской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается отчетом системы отслеживания регистрируемой почтовой корреспонденции на официальном сайте ФГУП "Почта России", в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности), в действующей редакции, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Управляющая строительная компания "Стройкомплекс" на основании договора купли-продажи от 3 сентября 2010 г. N 120 является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации объектов недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", "адрес". "адрес", "адрес". Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок осуществлена 26 октября 2010 г.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 6 марта 2007 г.
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании постановления Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 г. N 584-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области" по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 76 611 391, 32 руб, о чем внесены сведения в государственный кадастр недвижимости 18 января 2014 г.
В соответствии с отчетом об оценке от 5 апреля 2019 г. N 15-03-19, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Агентство независимой оценки и судебных экспертиз", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. определена в размере 22 436 000 руб.
Общество 11 апреля 2019 г. обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Заявление и представленные обществом документы были возвращены в связи с истечением установленного пятилетнего срока для такого обращения. 7 июня 2019 г. ООО "Управляющая строительная компания "Стройкомплекс" обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии оснований для восстановления обществу срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, руководствовался разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и исходил из того, что очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости с даты проведения последней государственной кадастровой оценки на территории Астраханской области не была проведена.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 24.12 Закона об оценочной деятельности слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" были исключены.
Руководствуясь приведенными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и положениями статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности в действующей редакции, исходя из того, что в настоящее время оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является действующей, судебная коллегия находит обоснованным восстановление судом первой инстанции административному истцу срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
С учетом нормативного определения начала применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, закрепленного положениями статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности, судебная коллегия отмечает, что возвращение Комиссией обществу поданных им заявления и документов в связи с истечением установленного пятилетнего срока для такого обращения не свидетельствует о несоблюдении обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
В ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу представителем административного истца заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка.
Определением Астраханского областного суда от 11 июля 2019 г. указанное ходатайство было удовлетворено и по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г.
Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью Экспертное агентство "Дело +".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 19 августа 2019 г. N 11-07-1-1 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 27 137 887 руб.
Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, экспертом составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, вида разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
Объем используемой при оценке информации, выбор источников информации и порядок использования информации определяются оценщиком, на что указано в Методических рекомендациях по определению рыночной стоимости земельных участков, утверждённых распоряжением Минимущства России от 6 марта 2002 г. N 568-р.
Экспертом при проведении экспертизы и составлении экспертного заключения также соблюдены требования пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утверждённому приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299, согласно которым в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
Экспертом произведен анализ рынка объекта оценки. Подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения сравнительного подхода, обоснованием отказа от применения затратного подхода и отказа от учета рыночной стоимости земельного участка, определенной доходным подходом.
В экспертном заключении содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним.
Экспертом исследовано социально-географическое положение Астраханской области, произведен анализ рынков земельных участков Астраханской области в зависимости от назначения (направления использования) объекта недвижимости, от состояния земельного участка, от характера полезности недвижимости (ее доходности), от экономической активности региона, от назначения земель и вида разрешенного использования.
В результате анализа характеристик объектов-аналогов для проведения расчетов сравнительным подходом, методом сравнения продаж выбрано 5 объектов-аналогов. При анализе цен предложений эксперт использовал материалы архивов сайтов о продаже земельных участков.
В качестве основных ценообразующих факторов эксперт выделил: передаваемые права на земельный участок, финансовые условия, условия продажи, увеличение/уменьшение стоимости в процессе торгов (скидка на торг), время продажи/предложения, категория земель и разрешенное использование земельного участка, местоположение, площадь земельного участка, наличие коммуникаций на земельном участке.
Эксперт проанализировал сравниваемые объекты-аналоги на основании всех характеристик, произвел ко всем из них корректировку на торг, на площадь, к отдельным - корректировки на время продажи, на местоположение, на вид разрешенного использования, на коммуникации.
При вынесении решения суд первой инстанции, получив в ходе судебного заседания ответы эксперта по поставленным перед ним вопросам, связанным с проведённым им исследованием и данным заключением, сделал обоснованный вывод, что представленное в материалы дела заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы относительно недостоверности экспертного заключения.
Доказательств, опровергающих определенную судом рыночную стоимость земельного участка, и сведений о рыночной стоимости земельного участка в ином размере заинтересованным лицом не представлено.
Оснований для назначения по делу повторной судебной оценочной экспертизы судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Руководствуясь изложенными нормами и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отклонении доводов апелляционной жалобы о несоответствии резолютивной части обжалуемого решения суда предъявляемым к ней требованиям закона.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не установлено.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского областного суда от 3 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.