Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Амеличевой С.А, судей Жудова Н.В. и Сычева Ю.В, при секретаре Колесниченко А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Жудова Н.В.
дело по апелляционной жалобе МБУ "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление" на решение Калужского районного суда Калужской области от 28 августа 2019 года по административному исковому заявлению муниципального бюджетного учреждения "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области об оспаривании предписания, установила:
15 июля 2019 года муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление" обратилось в Калужский районный суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды N от 20 июня 2019 года, выданного старшим государственным инспектором РФ по Калужской области Булыгиным А.А.
В обоснование заявленного требования указано на то, что в отношении учреждения, использующего для своих нужд земельный участок с кадастровым номером N, расположенного в районе "адрес" г.Калуги, по результатам внеплановой проверки выдано предписание, которым на административного истца возложена обязанность в срок до 1 июня 2020 года принять меры по рекультивации указанного земельного участка, в связи с его загрязнением. Однако данное предписание является незаконным, поскольку в ходе проверки не были получены доказательства, достоверно подтверждающие противоправность действий МБУ "СМЭУ" в уничтожении плодородного слоя почвы и соответственно вину учреждения в порче земельного участка. Кроме этого, указанное предписание, с учетом времени необходимого для подготовки проекта рекультивации земельного участка, невозможно исполнить в установленный в нем срок, который в свою очередь продлению не подлежит.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен старший государственный инспектор Российской Федерации по Калужской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области Булыгин А.А.
В судебном заседании представитель административного истца Трифонова И.А. просила административный иск удовлетворить. Заинтересованное лицо старший государственный инспектор Булыгин А.А. против удовлетворения административного иска возражал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Управления Росприроднадзора по Калужской области, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 28 августа 2019 года в требованиях административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения районного суда как незаконного и необоснованного. В жалобе в частности приводятся доводы о том, что со стороны административного ответчика не представлены суду доказательства того, какие действия МБУ "СМЭУ" привели к нарушениям земельного законодательства, в результате которых произошла порча земли, и явились основанием для начала административной процедуры по выдаче предписания.
Судебная коллегия, выслушав Трифонову И.А, поддержавшую жалобу, изучив письменные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения, жалоба без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, МБУ "СМЭУ" в июле 2016 года в постоянное (бессрочное) пользование для размещения пунктов утилизации снега и снегосвалки был предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" (л.д.53-55).
Судом установлено, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении МБУ "СМЭУ" Управлением Росприроднадзора по Калужской области в период с 22 мая по 19 июня 2019 года на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Калужской области N 109-ГК от 17 мая 2019 года, при исследовании почвы указанного земельного участка выявлено превышение загрязняющих веществ по сравнению с фоном аммония обменного (по азоту): пробная площадка N 1 - в 8, 1 раза, пробная площадка N 2 - в 3, 4 раза, пробная площадка N 3 - 1, 3 раза; превышения по сульфат-ионам (в водной вытяжке): пробная площадка N 1 - в 1, 6 раза, пробная площадка N 2 - в 1, 3 раза, пробная площадка N 3 - в 1, 1 раза; превышение по хлорид-ионам (в водной вытяжке): пробная площадка N 1 - в 14, 7 раза, пробная площадка N 2 - в 6, 0 раза, пробная площадка N 3 - в 3 раза; превышение по массовой доли натрия: пробная площадка N 1 - в 6, 5 раза, пробная площадка N 2 - в 2, 8 раза, пробная площадка N 3 - в 1, 8 раза; превышение калия (подвижные соединения): пробная площадка N 1 - в 7, 8 раза, пробная площадка N 2 - в 3, 2 раза, пробная площадка N 3 - в 1, 7 раза; превышение массовой доли кальция: пробная площадка N 1 - в 1, 8 раза, пробная площадка N 2 - в 2 раза, пробная площадка N 3 - в 1, 5 раза; превышение массовой доли нефтепродуктов на глубине от 0-5 см: пробная площадка N 1 - в 274, 4 раза, пробная площадка N 2 - в 767, 6 раза, пробная площадка N 3 - в 557, 9 раза, на глубине 5-20 см: пробная площадка N 1 - в 210 раз, пробная площадка N 2 - в 201, 9 раза, пробная площадка N 3 - в 448, 3 раза.
Поскольку МБУ "СМЭУ" при использовании земельного участка, путем размещения на нем снегосодержащих коммунальных отходов от уборки улиц и автодорог, допущена его порча, постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по Калужской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области Булыгина А.А. от 3 июля 2019 года N, данное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 27 августа 2019 года, оставленным в силе решением судьи Калужского областного суда от 24 сентября 2019 года, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения (л.д.83-84).
В соответствии с частью 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении является обязательным для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда, только по вопросам: имели ли место определенные действия и совершены ли они данным лицом.
Принимая во внимание приведенные положения процессуального закона, судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы МБУ "СМЭУ" о недоказанности вины в порче земельного участка, которые по своей сути направлены на опровержение фактов, имеющих значение для данного административного дела и установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они же обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ).
Функции экологического контроля в полном объеме согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, осуществляет Росприроднадзор.
Согласно п.9 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 года N 191, должностные лица Росприроднадзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основываясь на результатах внеплановой проверки и в соответствии с указанными выше нормативными положениями, 20 июня 2019 года старшим государственным инспектором РФ по Калужской области Булыгиным А.А. административному истцу было выдано предписание N о принятии в срок до 1 июня 2020 года мер по рекультивации загрязненного земельного участка.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что оспариваемое предписание, являющееся документом властно-распорядительного характера, вынесено уполномоченным органом и при наличии к тому предусмотренных законом оснований.
В пункте 70 названного выше Административного регламента приведены требования к содержанию предписания Росприроднадзора, в числе которых указано на необходимость определения конкретного мероприятия, которое должно быть выполнено.
Судебная коллегия считает, что требования Административного регламента в этой части также соблюдены, поскольку из содержания предписания достаточно определенно следует, какое мероприятие подлежит выполнению административным истцом.
Что касается существа и последовательности процедуры рекультивации земельного участка, то в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса РФ, порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
В Правилах под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (пункт 2). Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель (пункт 5). Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом (пункт 8).
По общему правилу, лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель (пункт 26 Правил).
В оспариваемом предписании учреждению предоставлен существенно больший срок (свыше 11 месяцев) для выполнения мероприятий по рекультивации.
Таким образом, доводы административного истца о неясности предписания и недостаточности срока для его исполнения подлежат отклонению, как несостоятельные.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 28 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБУ "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление", без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.