Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А, с участием помощника судьи Файзуллина Р.Х, административного истца Передкова С.В, его представителя Шевякова М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-533/2019 по апелляционной жалобе административного истца и его представителя Шевякова М.И. на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего ФГКВОУВО "Московское высшее общевойсковое командное училище" (далее - Училище) подполковника Передкова Сергея Васильевича об оспаривании действий начальника Училища, связанных с представлением к увольнению с военной службы.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Передков, 1958 года рождения, проходит военную службу с августа 1976 года, с июня 2017 года является преподавателем кафедры Училища.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 6 мая 2019 года административному истцу было отказано в предоставлении ранее распределенного жилого помещения, которое он оспорил в суде.
В этой связи 16 мая 2019 года с Передковым, как достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, начальником Училища проведена беседа на предмет его увольнения с военной службы по возрасту.
Полагая, что издание приказа об увольнении с военной службы приведет к утрате им права на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения, в связи с чем его права будут нарушены, Передков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника Училища, связанные с оформлением и направлением вышестоящему командованию представления к его увольнению с военной службы, а также обязать указанное должностное лицо приостановить процедуру его увольнения, отозвав направленное представление.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Передкову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель, не соглашаясь с решением суда, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её авторы, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, указывают, что юридически значимым обстоятельством является сам факт начала процедуры увольнения административного истца с военной службы без предварительного обеспечения жилым помещением. Суд же дал правовую оценку лишь тому обстоятельству, что представление к увольнению не было направлено по команде.
Считает, что существенное значение для дела имеет и то обстоятельство, что в протоколе заседания аттестационной комиссии отражено требование к Передкову представить доказательства необеспеченности его жилым помещением, тогда как перед началом процедуры увольнения воинские должностные лица должны иметь доказательства обеспеченности военнослужащего жильем либо его согласие на увольнение с военной службы без предварительного обеспечения таковым.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подпункта "а" пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно пункту 13 статьи 34 Положения порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.
В силу пункта 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 года N 660 (далее - Порядок), работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится командирами (начальниками) воинских частей при участии должностных лиц кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов), аттестационных комиссий.
Командир (начальник) воинской части:
а) за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:
уточняет у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по установленным нормам;
обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию;
направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию);
предоставляет военнослужащему ежегодный основной отпуск и дополнительные (если таковые имеются) отпуска соответствующей продолжительности, а также дополнительные сутки отдыха за исполнение обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни) с расчетом их завершения ко времени издания приказа по личному составу об увольнении военнослужащего с военной службы;
б) организовывает за четыре месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта проведение аттестации военнослужащего;
в) за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:
доводит до военнослужащего принятое решение о его дальнейшем служебном предназначении;
проводит беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового органа и юридической службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы по рекомендуемому образцу согласно приложению N 9 к настоящему Порядку.
Пунктом 29 данного Порядка установлено, что на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, подготавливается представление.
К представлению прилагаются: копия листа беседы; копия аттестационного листа (в случае увольнения военнослужащего по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по истечении срока контракта о прохождении военной службы; в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; по собственному желанию); рапорт военнослужащего (в случае увольнения военнослужащего по основаниям, когда требуется его согласие на увольнение); копия заключения ВВК (в случае увольнения военнослужащего по состоянию здоровья); другие документы (материалы), подтверждающие основания к увольнению.
Представление и прилагаемые к нему документы направляются в порядке подчиненности в кадровый орган, подчиненный должностному лицу Вооруженных Сил, имеющему право увольнения военнослужащего с военной службы, с расчетом получения их кадровым органом за два месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Из изложенного следует, что в установленных законом случаях в отношении военнослужащих, состоящих на жилищном учёте, не может быть издан приказ об увольнении с военной службы. Каких-либо ограничений для проведения мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение таких военнослужащих, действующим законодательством не предусмотрено.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела справки врио начальника отделения кадров Училища от 14 августа 2019 года, решением главнокомандующего Сухопутными войсками от 15 июля 2019 года Передкову отказано в заключении нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с чем 13 октября 2019 года он подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Так как вопрос обеспечения административного истца жилым помещением не разрешён, то документы на его увольнение с военной службы в адрес вышестоящего командования не направлялись.
Таким образом, поскольку на день вынесения обжалуемого решения суда представление к увольнению Передкова с военной службы не оформлялось и никуда не направлялось, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что права административного истца не нарушены, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы авторов жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 года по административному исковому заявлению Передкова Сергея Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и его представителя Шевякова М.И. - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.