Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Нафикова И.А., Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан
на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 15.04.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09.10.2019
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хасавюртовского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, Государственному казенному учреждению Республики Дагестан "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" о признании незаконным бездействия, возложения обязанности (дело в суде первой инстанции N 2а-2323/2019).
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, возражения против удовлетворения кассационной жалобы начальника отдела управления Генеральной прокуратур Российской Федерации Рыжкова М.И, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хасавюртовского района Республики Дагестан в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Советский районный суд г. Махачкалы к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - Минтранс РД) и Государственному казенному учреждению Республики Дагестан "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - ГКУ "Дагестанавтодор") с требованием о признании бездействия ответчиков по ненадлежащему содержанию дорог республиканского значения, находящихся в оперативном управлении у ГКУ "Дагестанавтодор", незаконным, возложении обязанности провести работы по приведению автодороги в соответствие с установленными требованиями, стандартами и нормами.
Требования мотивированы установленными в ходе проведенной проверки по обращению гражданина несоответствия участка дороги республиканского значения "Хасавюрт-Гребенская" на участке 2 км - 4 км, 4 км - 11 км, 11 км - 36 км требованиям технических регламентов, в том числе ГОСТ Р 50597-2017, приняты судом к рассмотрению в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Минтранса РД без удовлетворения.
Суды первой и апелляционной инстанций, со ссылками на требования ГОСТ Р 50597-2017, принимая во внимание статус ответчиков (Минтранса РД, как органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению и контролю в сфере транспортного комплекса и дорожного хозяйства, и его учреждения ГКУ "Дагестанавтодор", как организации в функции которой входит организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дороги и в оперативном управлении которого находится автомобильная дорога республиканского значения "Хасавюрт-Гребенская"), пришли к выводу, что несоответствие указанной автодороги республиканского значения установленным требованиям возникло в виду ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей.
Не согласившись с решениями судов первой и апелляционной инстанций, Минтранс РД обжаловал его в кассационном порядке, указав, что при принятии решений судами были существенно нарушены нормы материального права и процессуального права, доказательства исследованы ненадлежащим образом, не дана оценка доводам ответчика, принят как доказательство акт прокурорской проверки от 15.02.2019, содержащий недостоверные сведения и по этим основаниям не подлежащим принятию и оценке, нарушена процессуальная процедура рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по оценке проведенного сторонами обследования спорного участка автомобильной дороги и составленного по его итогам акта, не являющегося ранее предметом оценки судом первой инстанции, необоснованно отклонены доводы ответчика о возможности проведения работ только после осуществления финансирования.
Приводит доводы об отсутствии в действиях Минтранса РД бездействия, поскольку спорный участок автомобильной дороги включен в план работ по ремонту в 2019 году, выполнены действия, направленные на заключение государственного контракта по выполнению работ, в настоящее время обязанности по организации выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дороги, исполнение функций государственного заказчика на выполнение указанных работ в сфере дорожного хозяйства, заключение госконтрактов на выполнение указанных работ возложено на ГКУ РФ "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан".
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минтранс РД и ГКУ РФ "Дагестанавтодор" не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера от них не поступало, от ГКУ РФ "Дагестанавтодор" поступил отзыв в котором учреждение поддерживает доводы кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.
Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения регулируется Приказом генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина". Основная цель этой деятельности мерами прокурорского реагирования добиться надлежащей работы уполномоченных государственных органов, снизить количество дорожно-транспортных происшествий, обеспечить режим защищенности прав и свобод человека и гражданина, предупреждать правонарушения в данной сфере.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 06.06.2018 N 65 Минтранс РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, правлению и контролю в сфере транспортного комплекса и дорожного хозяйства в пределах установленной компетенции, а также осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в указанной сфере. Основными задачами Минтранса РД являются формирование и координация развития современной транспортной инфраструктуры и международных транспортных коридоров на территории Республики Дагестан.
Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" - ГКУ "Дагестанавтодор" является учреждением Минтранса РД. Согласно изменениям, внесенным в Устав ГКУ "Дагестанавтодор", утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД от 10.07.2018 за N 37, целями ГКУ "Дагестанавтодор" является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского, межмуниципального и местного значения, закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления, а так же улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния повышения пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
Предметом деятельности ГКУ "Дагестанавдор", согласно Уставу, является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу участок автомобильной дороги "Хасавюрт-Гребенская" протяженностью 36 км находится на балансе Минтранса РД и в оперативном управлении ГКУ "Дагестанавтодор", принят на баланс в 1969 году, сведения о капитальном ремонте отсутствуют (л.д.17).
15.02.2019 прокуратурой Хасавюртовского района с привлечением специалистов ООО "Дорстрой-3" и сотрудника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела министерства внутренних дел по Хасавюртовскому району проведена проверка соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения по ремонту и содержанию автомобильной дороги "Хасавюрт-Гребенская". Проведенной проверкой установлено, что Минтранс РД и ГКУ "Дагестанавтодор" не обеспечено содержание автомобильной дороги "Хасавюрт-Гребенская" в соответствии с требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения, участки дороги км 2- км 4, км 4- км 11, км 11 - км 36 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017, автомобильная дорогая нуждается в ямочном ремонте (с 2 км по 4 км, с 11 км по 36 км), в капитальном ремонте с устройством асфальтобетонного покрытия (с 4 км по 11 км) (л.д. 10).
03.10.2019 при рассмотрении дела в апелляционном порядке прокурор, Минтранс РД, ГКУ "Дагестанавтодор", с привлечением сотрудников Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела министерства внутренних дел России по Хасавюртовскому району, Акционерного общества "Бабаюртовское ДЭП N5", провели совместное обследование технического состояния автомобильной дороги республиканского значения "Хасавюрт-Гребенская" с 0 км по 36 км, о чем составили комиссионный акт, представили суду, который с согласия сторон приобщил его к материалам дела с вынесением протокольного определения.
Согласно сведениям, содержащимся в акте, техническое состояние дороги на участке км 0 - км 2 соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-2017, на участке км 2 - км 11 ведутся ремонтные работы по приведению дороги в соответствие с требованиями названного ГОСТа, на участке км 11 - км 36 обнаружены описанные в акте многочисленные повреждения, свидетельствующие о том, что дорога на этом участке не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-2017, на всей протяженности этого участка дорога имеет дефекты покрытия и обочин. В ходе обследования выполнялась фотофиксация выявленных нарушений, в виде фотоматериала является приложением в акту (л.д.190-196).
Таким образом сведения, содержащиеся в комиссионном акте от 03.10.2019 подтверждают сведения, содержащиеся в акте от 15.02.2019. Основания для признания акта от 15.02.2019 недопустимым доказательством отсутствуют.
ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Требования названного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
На основании пункта 4.2 названного ГОСТа в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Дефекты покрытия и обочин, превышающие допустимые размеры, влияющие на безопасность дорожного движения, подлежат устранению в установленные стандартом сроки.
Таким образом, исходя из статуса и полномочий Минтсранса РД и ГКУ "Дагестанавтодор", а также фактических установленных судами обстоятельства дела, суды обоснованно пришли к выводу, что несоответствие упомянутого участка автодороги установленным ГОСТ Р 50597-2017 требованиям возникло в виду ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей.
Вопреки позиции Минтранса РД, изложенной в кассационной жалобе, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция ответчиков рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было.
Приведенные Минтранс РД в кассационной жалобе доводы связаны с его несогласием с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Требования прокурора подлежали рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, однако были рассмотрены по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вместе с трем это не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильных по существу решений судов, поскольку при их принятии ответчикам были предоставлены исчерпывающие возможности реализовать свое право на судебную защиту, судами верно распределено бремя доказывания между сторонами, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности представленных сторонами доказательствах, получившими мотивированную оценку судами. В силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 15.04.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09.10.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан без удовлетворения.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи И.А. Нафиков
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.