Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу директора муниципального казенного учреждения "Административный исполнительный центр" Галлямовой Ирины Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N2 Качканарского судебного района Свердловской области от 26 августа 2019 года, решение судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 24 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного учреждения "Административный исполнительный центр" Галлямовой Ирины Владимировны, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 Качканарского судебного района Свердловской области от 26 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 24 сентября 2019 года, должностное лицо - директор муниципального казенного учреждения "Административный исполнительный центр" (далее - МКУ "Административный исполнительный центр") Галлямова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Галлямова И.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Прокуратура г. Качканара уведомлена в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше судебные акты. Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Из положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" следует, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Качканара в отношении МКУ "Административный исполнительный центр" проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что МКУ "Административный исполнительный центр" привлекло к трудовой деятельности бывшего муниципального служащего администрации Качканарского городского округа ФИО7, которая в период с 01 февраля 2012 года по 07 ноября 2017 года проходила службу в должности главного специалиста отдела по организационной работе администрации Качканарского городского округа. 07 ноября 2017 года ФИО1 уволена с должности главного специалиста отдела по организационной работе администрации Качканарского городского округа по собственной инициативе, в связи с выходом на пенсию.
Распоряжением администрации Качканарского городского округа от 17 января 2017 г. N 8 утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации Качканарского городского округа обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В данный перечень включена должность главного специалиста отдела по организационной работе. С учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N557, Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 на лиц, замешавших должности по данному перечню, а также на нового работодателя распространяются специальные обязанности, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании приказа МКУ "Административный исполнительный центр" от 08 ноября 2017 года и трудового договора N07/17 от 08 ноября 2017 года ФИО2 принята на работу в МКУ "Административный исполнительный центр" на должность делопроизводителя. При приеме на работу сведения работником работодателю представлялись, в том числе путем представления трудовой книжки, где содержались записи о прежнем месте работы.
Сообщение представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы (в администрацию Качканарского городского округа) в установленный десятидневный срок не поступало.
Персональную ответственность за деятельность МКУ "Административный исполнительный центр" несет директор - Галлямова И.В. В связи с изложенным заместителем прокурора г. Качканара вынесено постановление о возбуждении в отношении директора МКУ "Административный исполнительный центр" Галлямовой И.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Галлямовой И.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе сведениями, указанными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 июля 2019 года (л.д. 2-7), трудовым договором от 08 ноября 2017 года (л.д.10-11), Уставом МКУ "Административный исполнительный центр" (л.д. 12-19), письмом начальника отдела в г. Лесном УФСБ по Свердловской области (л.д. 20-21), решением о проведении проверки от 24 июля 2019 года (л.д.22), распоряжением о приеме на работу от 31 мая 1995 года (л.д. 28), должностными инструкциями (л.д. 30-31, 38-41), приказами о переводе на другую работу (л.д. 27, 32, 36, 37), приказом о приеме на работу от 08 ноября 2017 года (л.д.47), заверенной работодателем копией трудовой книжки (л.д.48-51) и другими материалами дела, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица.
Доводы жалобы о том, что МКУ "Административный исполнительный центр" осуществляет техническое обеспечение полномочий органов местного самоуправления, работники МКУ выполняют трудовые функции, опосредующие потребности органов местного самоуправления Качканарского городского округа, вины должностного лица, не исключают.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
В рассматриваемом случае обстоятельств, свидетельствующих о том, что бывший муниципальный служащий ФИО3 после увольнения с муниципальной службы была трудоустроена в государственный (муниципальный) орган не имеется, поскольку МКУ "Административный исполнительный центр" является некоммерческой организацией, что прямо указано в Уставе.
Суждения подателя жалобы о том, что учреждением осуществлялись работы и функции в целях обеспечения реализации деятельности органов местного самоуправления, работа не связана с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью государственной или муниципальной службы, в связи с чем у работодателя отсутствовала обязанность сообщения о трудоустройстве по прежнему месту службы, и его действия не образуют состав административного правонарушения, вызваны ошибочным толкованием норм материального права, в частности законодательства о противодействии коррупции.
Оснований ставить под сомнение установленные судьями обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела заявителем не представлено. К административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации. Занимая должность руководителя, Галлямова И.В. при выявленном нарушении обоснованно привлечена к административной ответственности, а ее действия как должностного лица правомерно квалифицированы по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено заместителем прокурора г. Качканара в соответствии с требованиями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии защитника при надлежащем уведомлении Галлямовой И.В. Содержание постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется. В обоснование своих доводов должностное лицо ссылается на нарушение формы уведомления, указывая, что администрации Качканарского городского округа о трудоустройстве ФИО4 было сообщено устно.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно разъяснениям в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП РФ, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.
Из ответа администрации Качканарского городского округа от 29 июля 2019 года следует, что со стороны МКУ "АИЦ" уведомление о приеме на работу ФИО5 не поступало.
Данные обстоятельства были предметом рассмотрения мирового судьи и судьи городского суда, соответствующие доводы о возможности применения положений о малозначительности обоснованно отклонены, поскольку сообщение не направлялось ни в какой форме, а потому суждения о нарушении формы направления сообщения несостоятельны.
При пересмотре дела судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и пересмотре дела по жалобе на постановление мирового судьи лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях участвовал защитник, который обосновывал позицию Галлямовой И.В. по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N2 Качканарского судебного района Свердловской области от 26 августа 2019 года, решение судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 24 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного учреждения "Административный исполнительный центр" Галлямовой Ирины Владимировны оставить без изменения, жалобу директора муниципального казенного учреждения "Административный исполнительный центр" Галлямовой Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Заместитель председателя Седьмого
кассационного суда общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.