Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Загайновой А.Ф, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Могориты Сергея Михайловича на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 августа 2018 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 14 августа 2019 года по административному делу N 2а-4769/2018 по административному иску Могориты Сергея Михайловича о признании незаконным приказа об аннулировании свидетельства авиационного персонала, заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Могорита С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росавиация) о признании приказа N 286-П от 09 апреля 2018 года "Об аннулировании свидетельств авиационного персонала" в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота N 0020774 от 18 августа 2015 года незаконным и подлежащим отмене.
Административный иск обоснован тем, что приказ вынесен неуполномоченным лицом, в приказе не отражено, какие именно сведения не соответствуют действительности и являются недостоверными. Прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства пилота подтверждено, обучение в ООО Авиакомпания "ЧелАвиа" пройдено, проверка знаний (тестирование) прошла успешно.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 14 августа 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Могорита С.М. просит отменить принятые по делу судебные акты ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Считает, что приказ вынесен неуполномоченным лицом, Росавиация выдала свидетельство пилота коммерческой авиации и сама же его аннулировала, приказ не мотивирован.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений, влекущих отмену либо изменение обжалуемых судебных актов по приведенным в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниям судебными инстанциями по административному делу не допущено.
Статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации регламентирован допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, согласно которому к полномочиям Росавиации относятся, в том числе, утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; осуществление выдачи лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование (пункты 5.4.10, 5.4.12, 5.15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670, утвердившим Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - Правила), проведение перечисленных проверок отнесено к компетенции уполномоченного органа в области гражданской авиации (пункт 2 Правил).
Правила регламентируют порядок выдачи свидетельств, для получения которых в уполномоченный орган подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств или соответствующее заявление кандидата на получение свидетельства.
Достоверность сведений в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы. Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах (пункт 8 Правил).
Судами установлено, что Могорита С.М. в период с 14 января по 28 октября 2013 года проходил обучение в ООО Авиакомпания "ЧелАвиа".
28 октября 2013 года Росавиацией выдано свидетельство (сертификат) N 43, согласно которому авиационный учебный центр негосударственного образовательного учреждения "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа" (далее - НОУ "УТЦ "ЧелАвиа") соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении выдачи настоящего свидетельства, и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к данному свидетельству.
18 июня 2014 года наименование НОУ "УТЦ "ЧелАвиа" изменено на частное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа" (далее - ЧУДПО "УТЦ "ЧелАвиа").
30 апреля 2015 года ЧУДПО "УТЦ "ЧелАвиа" переименовано в частное учреждение профессионального образования "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа" (далее - ЧУПО "УТЦ "ЧелАвиа").
15 апреля 2003 года Министерством образования и науки Челябинской области НОУ "УТЦ "ЧелАвиа" выданная лицензия N 10498 на осуществление образовательной деятельности 15 мая 2015 года переоформлялась в связи с изменением наименования образовательного учреждения.
18 августа 2015 года Уральским межрегиональным территориальным управлением на воздушном автотранспорте Федерального агентства воздушного транспорта Могорите С.М. выдано свидетельство коммерческого пилота N 0020774 с внесением соответствующих квалификационных отметок.
В феврале 2018 года Генеральной прокуратурой были организованы проверочные мероприятия, связанные с выдачей свидетельств коммерческого пилота на основании дипломов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет), не имеющего сертификата (свидетельства) авиационного учебного центра и утвержденной Росавиацией программы подготовки.
Приказом Росавиации от 22 марта 2018 года N 237-П создана комиссия по проверке документов, представленных кандидатами на получение свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, прошедших обучение в названном образовательном учреждении.
09 апреля 2018 года Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) издан приказ N 286-П "Об аннулировании свидетельств авиационного персонала", которым за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировано свидетельство коммерческого пилота N 0020774 от 18 августа 2015 года, выданное в том числе Могорите С.М.
Поводом для принятия оспариваемого приказа Росавиации послужило установление того обстоятельства, что Могоритой С.М. в частном учреждении дополнительного профессионального образования "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа" была освоена не программа подготовки пилотов коммерческой авиации, сертифицированная Росавиацией в отношении этого учреждения, а иная образовательная программа, именуемая "Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации", лицензированная Министерством образования и науки Челябинской области в отношении этого же учреждения, не утвержденная уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Поэтому Федеральное агентство воздушного транспорта на основании абзаца третьего пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670, выданное Могорите С.М. свидетельство коммерческого пилота аннулировало в связи с указанием недостоверных сведений в документах, представленных для его получения.
При рассмотрении настоящего административного дела суды исходили из положений статей 2, 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", статей 20, части 1 статьи 24.1, пункта 1, подпункта 2 пункта 6 статьи 28, пунктов 2, 4, 5 статьи 54 Воздушного кодекса РФ, пункта 5.4.12 названного в Приказе Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 и пришли к выводу о том, что Росавиация осуществляет выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности и их аннулирование при наличии к тому оснований, выявленных в порядке реализации Росавиацией своих контрольных функции при проведении проверки. Оснований для признания незаконным оспариваемого в части приказа суды не нашли. Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что Могорита С.М. имеет диплом на базе высшего образования по специальности "Машины и механизмы лесной и деревообрабатывающей промышленности", что исключает присвоение квалификации коммерческого пилота по полученной программе дополнительного образования авиационного персонала.
Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих судов, основанных на требованиях закона и фактических обстоятельствах, установленных по делу.
Исходя из буквального толкования положений статьи 10 Воздушного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, Росавиация имеет право аннулировать выданные ею сертификаты.
Иного порядка аннулирования сертификата авиаперсонала, что, по сути, является санкцией (лишением специального права управления воздушным судном) пока не введено. В связи с чем, когда вопрос безопасности полета на воздушном судне остается актуальным, правовых оснований делать выводы об отсутствии у Росавиации на то полномочий не имеется.
Кроме того, Воздушный кодекс Российской Федерации к авиационному персоналу относит лиц, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала (пункт 1 статьи 52).
К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения согласно пункту 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
Из содержания пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение, в частности, свидетельств коммерческого пилота, а также правила выдачи таких свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закона об образовании) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. При этом к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (часть 3 статьи 76 данного Федерального закона).
В период обучения Могориты С.М. в университете по дополнительной профессиональной программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации объемом 1060 часов" действовали Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденные приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года N 23 (далее - ФАП N 23 (действовали до 29 сентября 2015 года)).
Пункт 2 раздела I ФАП N 23 раскрывал содержание используемых в них понятий:
- авиационный учебный центр (АУЦ) - образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и названными Федеральными авиационными правилами (абзац второй);
- профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ (абзац седьмой, который дает ссылку на статью 21 Закона об образовании);
- профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки летного, инженерно-технического и другого авиационного персонала, имеющий целью освоение новых для него типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ) (абзац одиннадцатый).
Согласно пункту 3.1.2 ФАП N 23 задачами АУЦ в соответствии с заявленными видами подготовки являются:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации летного, диспетчерского, инженерно - технического персонала, бортпроводников, сотрудников авиационной безопасности, работников служб перевозок, агентств воздушных сообщений и другого персонала эксплуатантов воздушного транспорта, аэропортов и другого авиационного персонала;
- организация и проведение тренировок летного, диспетчерского и инженерно - технического персонала на авиационных тренажерах и воздушных судах;
- выполнение поставленных федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации задач по вопросам обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, а также повышения качества обслуживания пассажиров.
Таким образом, АУЦ - образовательное учреждение дополнительного образования, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала.
К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала (пункт 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Действовавшее на момент обучения административного истца в университете правовое регулирование позволяло осуществлять профессиональную подготовку в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на образование и сертификат АУЦ, и исключительно из числа авиационного персонала, которые, соответственно, уже имеют основную профессиональную подготовку по летным специальностям и соответствующие свидетельства лиц авиационного персонала.
Вместе с тем, Могорита С.М. на момент обучения по названной выше дополнительной профессиональной программе к указанной категории лиц не относился. Могорита С.М. имеет диплом на базе высшего образования по специальности "Машины и механизмы лесной и деревообрабатывающей промышленности", что исключает присвоение квалификации коммерческого пилота по полученной программе дополнительного образования.
Кроме того, исходя из приведенных выше норм права, учреждение вправе осуществлять подготовку пилотов коммерческой авиации только по утвержденным Росавиацией программам обучения, которые включены в сертификат, выданный этому учреждению.
Выдача Росавиацией административному истцу свидетельства коммерческого пилота не исключает также и аннулирование данного свидетельства.
Согласно пункту 2 статьи 10 Воздушного кодекса Российской Федерации сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
Основания для аннулирования свидетельства в силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 года N 670 приведены в законе и могут быть выявлены в ходе проверки после его выдачи органами надзора и иными уполномоченными на то лицами.
На основании изложенного, Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 августа 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 14 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Могориты Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.