дело N 2а-1560/2019
г. Краснодар |
23 декабря 2019 года |
Резолютивная часть определения объявлена 12 декабря 2019 года.
Определение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2019 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Харитонова А.С, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрев материалы кассационной жалобы Коляда Дмитрия Александровича на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 2 апреля 2019 года (судья Цыкуренко А.С.) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 августа 2019 года (судьи Юсупова Л.А-В, Хожаинова О.В, Терентьева Н.А.) по административному исковому заявлению Коляда Д.А. к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу ГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Крым, государственному инспектору отделения N 1 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Крым - Мыкитенко В.С, заинтересованное лицо - Министерство внутренних дел Республики Крым, о признании незаконным отказа в государственной регистрации, понуждении к совершению определенных действий, установил:
Коляда Д.А. (далее - заявитель) обратился в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа государственного инспектора Отделения N 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым Мыкитенко В.С. от 10 января 2019 года в проведении регистрационного действия по заявлению ЕПГУ N 420667601 от 7 декабря 2018 года, обязать провести регистрацию транспортного средства - легкового автомобиля Ford Transit VAN 350 MWB, V-2198, белого цвета, гос. номер N AK 8750 CI, номер кузова (VIN): WF0XXXTTFXDM04553, 2013 года выпуска - с выдачей паспорта транспортного средства.
Требования заявителя мотивированы тем, что 26 июля 2018 года по договору купли-продажи, заключённому между истцом и ИП Ямченко С.Н, действовавшим от лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Коляда Д.А. приобрёл автомобиль Ford Transit "данные изъяты" года выпуска (далее - автомобиль, транспортное средство) за "данные изъяты" руб. ИП Ямченко С.Н. продал указанное транспортное средство Коляда Д.А. по договору купли-продажи N 188 от 26 июля 2018 года, действуя на основании государственного контракта N 012/18 от 1 февраля 2018 года и доверенности N 210-ДЩ от 7 февраля 2018 года, выданной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым. Транспортное средство передано административному истцу согласно акту приёма-передачи. Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 октября 2018 года, вступившим в законную силу, за истцом признано право собственности на указанное транспортное средство. Коляда Д.А. обратился в Отделение N 1 МРЭО ГИБДД по Республике Крым с заявлением о регистрации вышеуказанного транспортного средства, в чём 10 января 2019 года отказано. Отказ мотивирован тем, что предоставленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, указано на то, что обязательным условием для регистрации транспортного средства является наличие паспорта транспортного средства, за получением которого рекомендовано обратиться в таможенные органы. Заявитель считает указанный отказ неправомерным и нарушающим его законные права и интересы по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 2 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 августа 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанные судебные акты заявителем подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, автомобиль принадлежал на праве собственности ПАО "Государственный ощадный банк Украины", что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства от 24 июля 2013 года. Решением Арбитражного суда г. Севастополя от 27 января 2016 года по делу N А84-412/2015 с ПАО "Государственный ощадный банк Украины" в пользу АНО "Фонд защиты вкладчиков" взысканы денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей, 203 000 рублей в возмещение судебных расходов, а также "данные изъяты" в возмещение судебных расходов на проведение судебной экспертизы. 1 марта 2016 года Арбитражным судом г. Севастополя выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения суда от 27 января 2016 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 марта 2016 года возбуждено исполнительное производство на основании указанного исполнительного листа. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Крым указанный автомобиль передан для принудительной реализации на комиссионных началах в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. 1 февраля 2018 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым заключило с ИП Ямченко С.Н. государственный контракт N 012/18 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов. 12 апреля 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым ИП Ямченко С.Н. выдано поручение N 01/110 на реализацию арестованного имущества, в том числе спорного автомобиля.
Согласно договору купли-продажи N 188 от 26 июня 2018 года ИП Ямченко С.Н, действующий от имени Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, на основании государственного контракта и доверенности продал, а Коляда Д.А. приобрел спорный автомобиль.
Актом приёма-передачи имущества от 1 августа 2018 года Коляда Д.А. принял указанный автомобиль.
7 декабря 2018 года Коляда Д.А. обратился с заявлением в Отделение N 1 МРЭО ГИБДД по Республики Крым о регистрации транспортного средства.
10 января 2019 года административным ответчиком вынесен отказ в проведении регистрационных действий по заявлению ЕПГУ N 4206676601 от 7 декабря 2018 года на основании пункта 3 правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399 "О порядке регистрации транспортных средств", в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно не представлен паспорт транспортного средства.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что регистрация данного транспортного средства возможна в органах ГИБДД лишь после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспорта транспортного средства.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанным выводом судов в силу следующего.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказ МВД России от 26 июня 2018 года N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России", Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённый Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно пункту 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
Выдача таможенными органами паспортов транспортных средств является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.
Наличие паспортов транспортных средств, оформленных в порядке, установленном главой II названного положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, определен пунктом 15 "Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утверждённого Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605, согласно подпункта 15.4.1 которого, подлежат представлению документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств) и т.д.
В соответствии с пунктом 22 указанного Административного регламента основанием для отказа в приёме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Поскольку на регистрацию транспортного средства в связи с изменением его собственника не был представлен паспорт транспортного средства автомобиля, то оснований для принятия документов на оказание государственной услуги и проведения регистрационных действий в отношении транспортного средства у административного ответчика не имелось.
Довод административного истца о том, что по состоянию на 18 марта 2014 года транспортное средство было зарегистрировано на территории Республики Крым, не имеет правового значения.
В соответствии со статьей 237 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.
При этом право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (пункт 2 статьи 237 ГК РФ).
Таким образом, спорный автомобиль как по состоянию на 18 марта 2014 года, так и на момент приобретения его заявителем принадлежал иностранному юридическому лицу - ПАО "Государственный ощадный банк Украины".
Как следует из правовой позиции изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2018 N 310-КГ18-1998 по делу N А84-2355/2017 транспортные средства юридического лица, не приведшего свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации и не осуществившим замену регистрационных документов транспортных средств, считаются принадлежащими иностранному юридическому лицу. В случае осуществления сделки с российским юридическим лицом такие транспортные средства подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспортов транспортных средств, в таможенных органах
Данный вывод Верховного Суда Российской Федерации в полной мере применим и к рассматриваемому спору.
При этом оспариваемый заявителем отказ в регистрации транспортного средства не нарушает и не лишает административного истца права собственности на автомобиль, установленного решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30.10.2018, а лишь ограничивает возможность участия спорного автомобиля в дорожном движении.
Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию в частности.
Из пункта 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 544-О следует, что беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 ГК РФ в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит в этой связи регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка, в том числе с представлением определенного перечня документов. Кроме того, в данном случае речь идет не о лишении собственника приобретенного им имущества, а о необходимости соблюдения специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 2 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи А.Е. Иванов
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.