Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Прудентовой Е.В, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N; N по иску Максимовича ФИО8 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шилке Забайкальского края (межрайонное) о признании отказа в назначении пенсии незаконным, по кассационной жалобе Максимовича ФИО10 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия 1 год, участвующей в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Максимович ФИО9 (далее - Максимович С.И, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в городе Шилке Забайкальского края, ответчик) о признании отказа в назначении пенсии незаконным, признании права на страховую пенсию по старости в связи с достижением пенсионного возраста с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по достижении 60 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Решением ГУ УПФР в г. Шилке Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано, поскольку на него, являющегося выборным должностным лицом местного самоуправления, распространяются положения части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которым лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону, то есть право на страховую пенсию по старости возникает у него по достижении им возраста 61 года. Указывает на то, что на выборное должностное лицо при назначении пенсии не распространяются изменения, внесенные в пенсионное законодательство, касающиеся пенсии государственных и муниципальных служащих ("данные изъяты").
Решением Могочинского районного суда Забайкальского края от 17 мая 2019 г. иск удовлетворен ("данные изъяты").
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 августа 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в иске отказано ("данные изъяты").
Максимович С.И. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 августа 2019 г. как незаконного.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивший о причинах неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений ГУ УПФР в городе Шилке Забайкальского края, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Максимович С.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФР в г. Шилке Забайкальского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФР в городе Шилке Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Максимовичу С.И. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права, поскольку глава муниципального образования (глава городского образования) относится к лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности, в связи с чем возраст выхода на пенсию для указанной категории граждан в 2018 году увеличивается дополнительно на 12 месяцев.
Максимович С.И. ДД.ММ.ГГГГ избран на должность главы городского поселения "Амазарское" на срок 5 лет.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что Максимович С.И. замещал выборную должность местного самоуправления, которую нельзя отнести к муниципальным должностям, замещаемым на постоянной основе, должностям муниципальной службы, в связи с чем увеличение возраста выхода на пенсию, введенное пунктом 1.1. статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на истца не распространяется.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в иске, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 34, 36 Федерального закона от 6 октября 2006 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского поселения "Амазарское" и исходил из того, что глава городского поселения "Амазарское" просит назначить пенсию в период замещения муниципальной должности, которую занимает на постоянной основе; следовательно, занимаемая истцом должность подпадает под действие пункта 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответственно права выхода на пенсию по достижению 60-летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ у истца не возникло.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно части 4 статьи 7 вышеуказанного закона лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 1.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с Приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости а период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной, гражданской и муниципальной службы, для граждан, приобретающим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона (по состоянию на 31 декабря 2016 года) в 2018 г, увеличивается на 1 год.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2, 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что такой способ замещения должности главы муниципального образования как выборы не позволяет признавать его замещающим на постоянной основе муниципальную должность, контракт с ним не заключался, он не получает надбавки и льготы муниципального служащего, в реестре муниципальных служащих не числится. В кассационной жалобе ссылается на Конституцию Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство (статья 1, часть 1), в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а основополагающая конституционная обязанность которого - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов равенства, справедливости и соразмерности в условиях разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статьи 2 и 10; статья 17, часть 3; статья 19; статья 55, часть 3). В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 "Европейской хартии местного самоуправления" под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Согласно пункту 2 статьи 3 "Европейской хартия местного самоуправления" это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова", на которое ссылается истец, Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспоренные заявителем законоположения, определяющие статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда в той мере, в какой на основе этих законоположений решается вопрос о возможности прекращения полномочий главы муниципального образования, восстановленного судом в этой должности как незаконно удаленного в отставку, в связи с проведением досрочных выборов и вступлением в должность вновь избранного главы муниципального образования до окончания судебного разбирательства по делу удаленного в отставку главы муниципального образования.
Прекратив производство по делу в части проверки конституционности пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку он направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, Конституционный Суд признал остальные оспариваемые положения соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки - в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти - досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата.
Названные законоположения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконны.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность часть 1). Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2). При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеуказанного закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно абзаца шестнадцатого статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2006 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 36 вышеуказанного Федерального закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2006 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что условия для назначения страховой пенсии гражданину в период, когда он замещает муниципальную должность главы муниципального образования, не зависят от способа его избрания на эту должность. Суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что для назначения пенсии истцу в период замещения муниципальной должности, предусмотренной Приложением N, применяются требования об увеличении возраста выхода на пенсию по старости.
Судом апелляционной инстанции проанализированы Устав городского поселения "Амазарское" муниципального района "Могочинский район" Забайкальского края, доказательства, представленные истцом, судом дана оценка всем доводам истца.
Из Устава городского поселения "Амазарское" муниципального района "Могочинский район" Забайкальского края, принятого решением Совета городского поселения "Амазарское" 28 марта 2018 г. N 130, следует, что структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: Совет городского поселения, глава городского поселения, администрация городского поселения (статья 26 Устава).
Глава городского поселения является должностным лицом городского поселения и наделяется Уставом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2006 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения. Глава городского поселения избирается на муниципальных выборах на срок 5 лет, возглавляет администрацию городского поселения (статья 28 Устава).
Администрация городского поселения является исполнительно- распорядительным органом городского поселения, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края. Администрацией городского поселения руководит глава городского поселения на принципах единоначалия (части 1, 2 статьи 29 Устава).
Полномочия главы городского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы городского поселения. Днем вступления в должность главы городского поселения является день регистрации избрания главы городского поселения избирательной комиссией городского поселения. Глава городского поселения осуществляет свои полномочия на постоянной основе (части 3, 5 статьи 31 Устава).
Главе городского поселения кроме гарантий, установленных частью 2 статьи 32 Устава (право на обращение по вопросам, связанным с осуществлением ими своих полномочий, в органы государственной власти и иные государственные органы Забайкальского края, в органы местного самоуправления и к должностным органам местного самоуправления; право на внеочередной прием по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Забайкальского края, руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, расположенных на территории Забайкальского края, служебное удостоверение), гарантируются рабочее место, оборудованное мебелью, средствами связи, а также возможность использования копировально-множительной и другой организационной техники, денежное вознаграждение, ежегодный оплачиваемый отпуск, транспортное обслуживание, возмещение расходов, связных со служебными командировками при осуществлении ими своих полномочий, получение дополнительного профессионального образования, ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (часть 3 статьи 32 Устава).
Денежное довольствие главы поселения состоит из должностного оклада, ежемесячного денежного вознаграждения, районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Забайкальском крае ("данные изъяты").
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что истец замещал муниципальную должность главы городского поселения "Амазарское", следовательно, занимаемая истцом должность подпадает под действие пункта 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответственно права выхода на пенсию по достижению 60-летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ у истца не возникло.
Оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 августа 2019 г. в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Максимовича С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.