Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Павловой О.А.
судей
Бутковой Н.А. и Пластинина И.В.
с участием прокурора
Яковлевой Н.В.
при секретаре
Михайловой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бауровой О.К. на решение Архангельского областного суда от 14 октября 2019 года по административному делу N3а-667/2019 по административным искам Бауровой О.К. о признании не действующими в части Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" и Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года N 1-пп.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителя Архангельского областного Собрания депутатов Тодорова И.В. и представителя Правительства Архангельской области Ермаковой Е.А, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Яковлевой Н.В, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
11 декабря 2012 года Архангельским областным Собранием депутатов принят и 17 декабря 2012 года губернатором Архангельской области подписан областной закон N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" (далее - Областной закон N 591-36-ОЗ).
Областной закон N 591-36-ОЗ опубликован в официальных изданиях "Волна", N 50/1, 21 декабря 2012 года, "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва", N 36, 2012 год.
Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года N 1-пп (далее - Постановление N 1-пп от 14 января 2014 года) утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями (далее - Порядок).
Постановление N 1-пп от 14 января 2014 года опубликовано в издании "Волна", N 2, 21 января 2014 года.
Баурова О.К. обратилась в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия Областного закона N 591-36-ОЗ в части отсутствия правового регулирования порядка формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи по срокам и объему со списком лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Также Баурова О.К. обратилась в этот же суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года N 1-пп, в части отсутствия указаний на расчет общего объема финансовых средств для осуществления государственных полномочий по своевременному предоставлению детям-сиротам и приравненным к ним лицам жилья в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
В обоснование заявленных требований по указанным административным искам Баурова О.К. ссылалась на то, что является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 ноября 2016 года удовлетворен ее иск к администрации муниципального образования "Северодвинск" о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. На момент обращения в суд данное решение суда не исполнено.
По мнению Бауровой О.К, отсутствие в оспариваемых нормативных правовых актах указанных ею положений создает правовую неопределенность, допускающую необоснованно широкие пределы административного усмотрения, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов и приводит к нарушению прав детей-сирот и приравненных к ним лиц на своевременное предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда в Архангельской области, является предпосылкой неисполнения судебных актов и нарушает ее право на обеспечение жилым помещением.
Как полагает Баурова О.К, оспариваемые нормативные правовые акты в указанной части противоречат требованиям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статье 72 Конституции Российской Федерации; оспариваемый Порядок также противоречит статье 47 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области" (далее - Областной закон N 84-5-ОЗ).
Определением судьи Архангельского областного суда от 23 августа 2019 года административные дела по вышеназванным искам Бауровой О.К. объединены в одно производство.
Решением Архангельского областного суда от 14 октября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Бауровой О.К. отказано.
В апелляционной жалобе Баурова О.К. просит отменить указанное решение и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании норм материального права, также суд не привлек к участию в деле всех заинтересованных лиц и разрешилвопрос об их правах и обязанностях.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Архангельским областным Собранием депутатов, Правительством и Губернатором Архангельской области, Министерством финансов Архангельской области, заместителем прокурора Архангельской области представлены возражения.
Неявившиеся в судебное заседание суда лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. Представитель административного истца Лиманский Д.В. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3 названного закона, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
С учетом приведенных норм и положений пункта 1 статьи 4, подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 20, пункта 1 статьи 22, подпункта "б" пункта 1 статьи 23 Устава Архангельской области, принятого решением Архангельского областного Собрания депутатов от 23 мая 1995 года N 36, пункта 1 статьи 19, пункта 2 статьи 22 Закона Архангельской области от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области", норм главы VII Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями (далее - Областной закон N 84-5-ОЗ), пункта 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции в установленной форме, с соблюдением порядка принятия, утверждения и опубликования нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом.
Судом первой инстанции также сделан вывод о том, что Областной закон N 591-36-ОЗ и Постановление от 14 января 2014 года N 1-пп в оспариваемой части не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи чем оснований для удовлетворения заявленных Бауровой О.К. требований не имеется.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с этими выводами суда с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки перечисленных выше лиц определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, пунктом 1 статьи 8 которого установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 1 статьи 46 Областного закона N 84-5-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам жилых помещений).
В целях осуществления указанных государственных полномочий пунктом 2 статьи 46 Областного закона N 84-5-ОЗ определены способы формирования специализированного жилищного фонда, в том числе: путем заключения договора купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья; заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома при условии размещения средств субвенции на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года; внесения паевого взноса в полном размере либо части паевого взноса в паевой фонд жилищно-строительного (жилищного) кооператива при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года; осуществления организации строительства жилых домов при условии, что ввод в эксплуатацию жилого дома планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года; приобретения не завершенных строительством жилых помещений и организации проведения работ по завершению строительства данных жилых помещений при условии, что ввод их в эксплуатацию планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года.
Этим же пунктом к полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы включения жилых помещений, в том числе переданных из государственной собственности "адрес" в муниципальную собственность муниципальных образований, в специализированный жилищный фонд.
При этом, порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и сроки принятия соответствующего решения определены пунктами 12-14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
При таких обстоятельствах, независимо от отсутствия аналогичных положений в Областном законе N 591-36-ОЗ, не имеется оснований для вывода о том, что на территории Архангельской области не урегулированы вопросы формирования специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В статьях 11 и 13 Областного закона N 591-36-ОЗ определены на основании соответствующих положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ категории лиц, имеющих право на жилое помещение, а также условия предоставления жилых помещений.
Порядок предоставления жилых помещений предусмотрен в статье 14 оспариваемого Областного закона, в пункте 2 которой указано, что жилые помещения предоставляются лицам, включенным в список, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 13 настоящего закона.
При этом установленный указанным законом порядок не содержит положений, ограничивающих права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на своевременное обеспечение жилыми помещениями.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
На территории Архангельской области вопросы предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда также регулируются областным законом от 31 октября 2007 года N 416-21-ОЗ "О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Архангельской области", положения которого в рамках настоящего дела административным истцом не оспариваются.
При таком положении, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для вывода об отсутствии в Архангельской области правового регулирования порядка предоставления (распределения) специализированного жилищного фонда, на чем настаивает административный истец.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу пункта 5 статьи 47 Областного закона N 84-5-ОЗ порядок предоставления и расходования субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений устанавливается постановлением Правительства Архангельской области.
Порядок, утвержденный Постановлением N 1-пп от 14 января 2014 года, определяет правила предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенных жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 2 названного Порядка финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год.
Из пункта 3 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий
Такую методику содержит статья 47 Областного закона N 84-5-ОЗ, в которой приведены формулы расчета объема субвенций местному бюджету муниципального образования на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, а также общего объема субвенций местных бюджетов на эти цели, что является основанием для их последующего включения в областной бюджет.
С учетом указанных норм и положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что конкретные расходы на приобретение и строительство жилых помещений для их предоставления детям-сиротам в форме субвенций местным бюджетам устанавливаются в областном бюджете, который утверждается законом об областном бюджете, принимаемом в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом 3 оспариваемого Порядка также предусмотрено, что Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования и науки Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета.
Субвенции предоставляются министерством местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований) либо об уменьшении объема субвенции.
При этом суд правильно указал на отсутствие возможности создания правовой конструкции в нормативном правовом акте, регулирующем вопросы предоставления жилых помещений за счет субвенций, путем указания на выделение бюджетных средств в необходимом объеме, так как данный термин является неопределенным, поскольку число лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, постоянно меняется в зависимости от достижения ими совершеннолетнего возраста, принятия решений об исключении и о включении в сводный список лиц указанной категории либо решений о предоставлении жилых помещений.
Как установлено судом, таблицей N22 Приложения N19 к Закону Архангельской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 17 декабря 2018 года N 35-4-ОЗ утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Однако, как правильно отметил суд, вопрос правового регулирования выделения бюджетных средств на обеспечение определенных расходных обязательств не входит в предмет настоящего административного спора.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не содержат предусмотренных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты в указанных в административных исках частях прав, свобод и законных интересов административного истца, являющегося лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не нарушают, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Проверка нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем не могла быть осуществлена судом в рамках настоящего административного спора.
Оснований для вывода о несоответствии оспариваемых Бауровой О.К. нормативных правовых актов статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", предусматривающей обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений, также не имеется, поскольку они не содержат положений, исключающих соблюдение данного принципа и освобождающих от установленной законом ответственности за неисполнение постановлений суда.
Вопросы исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда по 7 ноября 2016 года, которым на администрацию муниципального образования "Северодвинск" возложена обязанность предоставить Бауровой О.К. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированого жилищного фонда, не входят в предмет настоящего спора. При этом не имеется оснований полагать, что нарушение прав Бауровой О.К. в результате неисполнения данного решения обусловлено отсутствием в оспариваемых ею нормативных правовых актов указанных ею положений.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с изложенными выводами суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу повторяют ранее выраженную позицию административного истца и не содержат правовых оснований к отмене или изменению принятого судом решения.
Ссылки административного истца на то, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку к участию в деле не привлечены муниципальные образования Архангельской области, не основаны на положениях частей 5, 6, 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из которых следует, что административные дела об оспаривании нормативного правового акта рассматриваются с участием органа, организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Органы муниципальных образований Архангельской области оспариваемые нормативные правовые акты не принимали.
Следует также учитывать, что специфика рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов обусловлена тем, что одним из признаков нормативного правового акта является распространение его действия на неопределённый круг лиц, в связи с чем, круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении соответствующего спора, неограничен. В тоже время лицо, полагающее, что оно является субъектом регулируемых нормативным правовым актом правоотношений, а также то, что таким актом нарушены его права, вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием о признании нормативного правового акта недействующим.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения к участию в деле муниципальных образований Архангельской области в лице соответствующих органов в отсутствие их волеизъявления, с учётом того, что круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении дела об оспаривании нормативного правового акта неограничен, у суда первой инстанции не имелось.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению административного спора, судом не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Архангельского областного суда от 14 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бауровой О.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.