Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Поларис" - Латынцева В.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Петропавловск - Камчатского судебного района Камчатского края от 17 мая 2019 года, решение судьи Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО "Поларис", у с т а н о в и л :
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Петропавловск - Камчатского судебного района Камчатского края от 17 мая 2019 года ООО "Поларис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "Поларис" - Латынцева В.Н. без удовлетворения.
В жалобе законный представитель ООО "Поларис" - Латынцев В.Н. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон) предусмотрено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Закона).
Согласно части 4 статьи 12 Закона работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 года N 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил в сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние); б) число, месяц, год и место рождения гражданина; в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии). В случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду со сведениями, указанными в пункте 5 настоящих Правил, также указываются следующие данные: а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия); в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии); г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
Установлено, что ООО "Поларис" привлекло к трудовой деятельности на условиях трудового договора согласно приказу о приеме на работу N 195/21-П от 21 декабря 2017 года бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно в период с 14 февраля 1996 года по 01 июля 2016 года Шагивалеев М.Р. замещал должность федеральной государственной службы - старшего уполномоченного ОМВД по Абзелиновскому району Республики Башкортостан. После прекращения трудовых отношений Шагивалеев М.Р. 21 декабря 2017 года заключил трудовой договор с ООО "Поларис".
Вместе с тем, в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 3 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ, пункта 4 Правил, ООО "Поларис" не направило в 10-дневный срок в ОМВД по Абзелиновскому району Республики Башкортостан уведомление о заключении трудового договора с бывшим сотрудником ОМВД по Абзелиновскому району Республики Башкортостан Шагивалеевым М.Р. Также в нарушение требований пунктов 3, 5, 6 Правил уведомление о приеме на работу Шагивалеева М.Р, направленное ООО "Поларис" в МВД Республике Башкортостан ОМВД по Абзелиновскому району 10 января 2018 года, подписано не руководителем организации, заключившим трудовой договор, не содержит сведений о должности государственной службы, замещаемой гражданином непосредственно перед увольнением с гражданской службы, дате заключения трудового договора и сроке на который он заключен, должностных обязанностях, исполняемых по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
Вина ООО "Поларис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 марта 2019 года, заявлением о приеме на работу, сообщением о приеме на работу, списком внутренних почтовых отправлений, Уставом ООО "Поларис", выпиской из ЕГРЮЛ, приказом о приеме на работу, приказом о расторжении трудового договора, приказом о наделении полномочий Чучма М.К, которые в своей совокупности достоверно подтверждают наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 КоАП РФ в действиях ООО "Поларис".
Все обстоятельства дела и представленные доказательства, которые в своей совокупности свидетельствуют о наличии вины ООО "Поларис" в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 КоАП РФ, были всесторонне, полно и объективно исследованы при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО "Поларис" правильно квалифицированы по статье 19.29 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении нижестоящие судебные инстанции дали неверную оценку приказу N 49/17 от 22 сентября 2017 года, согласно которому полномочия по подписанию сообщений-уведомлений работодателям государственных, муниципальных служащих были делегированы начальнику отдела кадров ООО "Поларис" Чучма М.К, что не умаляет прав руководителя организации в части правомочий на издание приказов, выдачу доверенностей от имени юридического лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов, поскольку не влияют на установленную законодателем императивную норму (пункт 3 Правил), предусматривающую совершение руководителем организации, подписавшим трудовой договор, действий по предоставлению соответствующего сообщения-уведомления бывшему работодателю государственного, муниципального служащего.
При этом мировой судья обоснованно сделал вывод о том, что с учетом позиции, изложенной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускается возможность возложения обязанности на иных должностных лиц исключительно по направлению сообщений-уведомлений работодателям государственных, муниципальных служащих, но не возложение полномочий по их подписанию.
Довод жалобы на то, что вменённое юридическому лицу административное правонарушение может быть признано малозначительным, подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьёй 19.29 КоАП РФ, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.
Между тем состав правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 КоАП РФ, является формальным, отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер совершённого административного правонарушения и социальную значимость охраняемых общественных отношений, вмененное ООО "Поларис" правонарушение не может быть признано малозначительным.
Иные доводы заявителя жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Постановление мирового судьи вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Наказание ООО "Поларис" назначено в пределах санкции статьи 19.29 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края в решении от 28 июня 2019 года дала надлежащую правовую оценку действиям юридического лица ООО "Поларис" с учетом требований статьи 26.11 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Процессуальных нарушений влекущих отмену судебных актов при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.16 КоАП РФ, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Петропавловск - Камчатского судебного района Камчатского края от 17 мая 2019 года, решение судьи Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО "Поларис" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Поларис" - Латынцева В.Н. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.