Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Шульги А.А.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело N3а-72/2019 по административному исковому заявлению ФИО, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" о признании недействующим со дня принятия постановления Департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края"
по апелляционной жалобе ФИО, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" на решение Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н, объяснения ФИО, представителя административных истцов Ефимова Д.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя департамента по тарифам Приморского края Колосовой Н.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3, опубликованным 13 октября 2015 года в издании "Приморская газета" N 117(1135) (далее - постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3), утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края"
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух, трех и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы Приложения).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 56-АПГ17-19 решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года оставлено без изменения.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4, опубликованным 4 апреля 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в вышеуказанное постановление внесены изменения.
Решением Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения (Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края)).
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 56-АПА19-4 решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1, опубликованным 27 декабря 2018 года на официальном интернет- портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (далее - постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1), внесены изменения в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" в приложение "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N14/4, слова "0, 038550" заменены словами "0, 038750", слова "0, 030289" словами "0, 031050" и слова "0, 025654" словами "0, 026298".
Жители Ярославского городского поселения ФИО и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" (далее -ООО "УК "Жилкомхоз") обратились в Приморский краевой суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, как противоречащего статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее -Правила N 306). В обоснование требований административные истцы указали на необоснованный отказ от применения метода аналогов, и на использование некорректных данных при применении расчетного метода.
Определением Приморского краевого суда от 26 июня 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КГУП "Примтеплоэнерго".
Решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично, постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 признано недействующим со дня вступления судебного акта в законную силу.
ФИО, ООО "Управляющая компания "Жилкомхоз", обратились в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просят изменить решение суда, дополнив его мотивировочную часть указанием на недопустимость учета площадей жилых, нежилых, а также входящих в состав общего имущества помещений в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, при применении расчетного метода в целях установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшем в деле, и департаментом по тарифам Приморского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края утверждены постановлением департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3.
Вступившим в законную силу 3 апреля 2019 года решением Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года установленные постановлением департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух-, трех- и пятиэтажных домов до 1999 года постройки признаны недействующими со дня вступления в законную этого судебного акта.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N73/1 приложение "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 изложено в новой редакции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1, устанавливающее нормативы взамен признанных недействующими, принято уполномоченным органом в установленной форме (пункт 2 раздел 1 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 214-па, действовавшего на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) и официально опубликовано.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к этим Правилам.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Признавая недействующими оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг, установленные расчетным методом, суд исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным по сравнению с расчетным методом, и отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Из положений пункта 9 Правил N 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил N 306).
Из материалов дела следует, что сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, регулирующим органом получены не в полном объеме, и данные обстоятельства департаментом по тарифам Приморского края не оспариваются.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что регулирующий орган не использовал предоставленные ему полномочия и не предпринял необходимых мер по истребованию от управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций недостающих сведений в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг. В результате данные действия административного ответчика привели к неправомерному отказу от применения метода аналогов. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции также установил, что определение оспариваемых нормативов расчетным методом произведено с нарушением требований пункта 44 Правил N 306, предусматривающим, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных сезонов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период; при отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется, исходя их климатических параметров, применяемых при проектировании здании и сооружений, систем отопления; при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Департаментом по тарифам Приморского края в качестве исходных данных о среднесуточной температуре и продолжительности отопительного периода были использованы сведения, приведенные в решении Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года по административному делу N 3а-167/18 по административному исковому заявлению ФИО и ООО "УК "Жилкомхоз" об оспаривании в части постановления департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4, а именно средняя продолжительность отопительного сезона с осени 2012 по весну 2017 года в количестве 197 суток и среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период -5, 80 С.
Однако на момент вынесения оспариваемого постановления закончился отопительный период 2017-2018 г, и судом установлено, что имело место изменение исходных данных относительно продолжительности отопительного периода.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение положений вышеуказанного пункта Правил N 306 административным ответчиком сведения по среднесуточной температуре наружного воздуха в целях определения продолжительности отопительного периода, не запрашивались.
При расчете норматива, утвержденного оспариваемым нормативным правовым актом, регулятором использованы данные об общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, содержащиеся в таблице "Данных для определения услуг по отоплению жилых помещений с применением расчетного метода", приложенной к письму администрации Ярославского городского поселения от 12 февраля 2018 года N 189 и с интернет-сайта "Реформа ЖКХ", информация которого является неофициальной.
Оценивая представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что для определения показателя S формулы N 20 Приложения N 1 Правил N 306 Департаментом по тарифам Приморского края использована неполная и недостоверная информация.
Поскольку Департаментом по тарифам Приморского края в нарушение положений Правил N 306 не приняты все необходимые меры по истребованию необходимой информации у ресурсоснабжающих организаций для подтверждения невозможности применения метода аналогов в целях установления оспариваемых нормативов, при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом использована неполная и недостоверная информация относительно сведений по среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период, средней продолжительности отопительного периода и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 противоречит указанным выше Правилам N 306, а также жилищному законодательству.
В данной части решение суда не обжалуется.
Оснований для дополнения мотивировочной части указанием на недопустимость учета площадей жилых, нежилых, а также входящих в состав общего имущества помещений в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, при применении расчетного метода в целях установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, судебная коллегия не находит, поскольку одним из оснований признания недействующим оспариваемого акта является нарушение регулирующим органом последовательности процедур определения метода применения.
Принимая во внимание, что департамент по тарифам Приморского края не представил доказательств принятия достаточных мер для установления невозможности применения метода аналогов, не обосновал причины применения расчетного метода, оценка иных обстоятельств, указывающих на нарушение положений Правил N 306 при использовании расчетного метода, на правильность постановленного решения не влияет.
При указанных обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда, определила:
решение Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО, ООО "Управляющая компания "Жилкомхоз"- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.