Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Козловой Н.И.
судей
Кордюковой Г.Л.
Барминой Е.А.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 декабря 2019 года апелляционную жалобу Ермакова А. С. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2019 года по делу N 2-1990/2019 по иску Ермакова А. С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга об обязании возобновить выплату дополнительного материального обеспечения.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И, объяснения представителя истца Ермакова А.С. - Кондратьевой И.И. (ордер N... от "дата".), представителя ответчика УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга Савельевой Е.Е. (доверенность от "дата" сроком до "дата", диплом ВСГ N... от "дата".), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ермаков А.С. обратился в суд иском к УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В обоснование заявленных требований Ермаков А.С. указал, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2012 года ему присуждена премия в области науки и техники и присвоено звание "Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники". В период с октября 2018г. по январь 2019г. истец получал дополнительное материальное обеспечение. 18.02.2019г. им получено письмо, в котором сообщено, что решение о назначении ДМО вынесено необоснованно. Считая действия ответчика по снятию дополнительного материального обеспечения незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2019 года в удовлетворении иска Ермакова А.С. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ермаков А.С. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что премия Правительства РФ носит общегосударственный характер, лауреаты премии Правительства РФ, к которым относится и истец, в силу положений ст. 7 Федерального закона N 21-ФЗ от 04.03.2002 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" признаются лауреатами государственных премий и имеют право на установление им ДМО в рамках данного закона; у суда первой инстанции не имелось оснований полагать, что истец не имеет право на получение спорного ДМО.
Представитель истца в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, полагала решение суда подлежащим отмене.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Истец, третье лицо на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 25 января 2006 года Ермаков А.С. является получателем страховой пенсии по старости.
Ермакову А.С. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2012 года присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники, и ему вручён диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации.
В период с октября 2018 года по январь 2019 года Ермаков А.С. получал дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Ответчиком в адрес истца 12 февраля 2019 года направлено письмо, в котором истцу разъяснено о необходимости возврата полученных денежных средств по причине того, что лауреатам премий Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законом не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что премия Правительства РФ не приравнивается к государственной премии РФ, в связи с чем истец не имеет право на получение ДМО, предусмотренного положениями Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ.
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О, Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 1761-О.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждены 4 Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и 3 Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 000 000 руб. каждая и утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 указанного положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
В тоже время, на момент присуждения истцу премии Правительства РФ (2012 год) постановлением Правительства РФ от 26.08.2004 N 439 (ред. от 26.07.2010) "О Премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники", утратившим силу с 01.01.2014, было установлено, что в целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники Правительство Российской Федерации постановило учредить 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 млн. рублей каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности.
В дальнейшем, постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 954 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" в целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники Правительство Российской Федерации постановило учредить 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в размере 2 млн. рублей каждая, в том числе 5 премий за работы в сфере обороны и безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 544 утверждено, действующее в настоящее время, Положение о премиях Правительства РФ в области науки и техники.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.
Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец Ермаков А.С, являющийся лауреатом премии Правительства Российской Федерации, не является лауреатом государственной премии Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что премия Правительства РФ носит общегосударственный характер и, следовательно, относится к государственным премия РФ, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы Ермакова А.С. о том, что пунктом 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53, для назначения ДМО необходимо предоставить диплом лауреата, постановление Правительства РФ о присуждении премии Правительства РФ и присвоении звания лауреата, Указ президента РФ о присуждении премии, не могут быть приняты во внимание.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н, то есть до получения истцом ДМО, постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации" признано утратившим силу и утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.
Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом РФ в определении от 14.10.2019 N 43-КГ19-4.
Иных доводов правового характера апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермакова А. С. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.