Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С, и судей - Жидкова Т.Г. и Мартыненко Ю.А, при секретаре - Лендел А.Н, рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Биробиджанского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего воинской части 1 "данные изъяты" Комсулина С.И. об оспаривании действий командира воинской части 1, связанных с увольнением с военной службы.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа "данные изъяты" Штрауб Д.Ф, полагавшего необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Комсулина С.И. удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия командира воинской части 1, связанные с изданием приказа от 27 апреля 2019 года N об увольнении административного истца с военной службы по истечении срока контракта о её прохождении, обязав названное воинское должностное лицо отменить данный приказ и восстановить Комсулина С.И. на военной службе в прежней или, с его согласия, в равной воинской должности.
Этим же решением суд взыскал с воинской части 1 через федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" в пользу Комсулина С.И. одну тысячу рублей в счет компенсации морального вреда.
В удовлетворении требований административного истца о компенсации морального вреда в сумме, превышающей указанную, судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование своей позиции автор жалобы, ссылаясь на п. 9 и п. 11 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), регулирующие порядок подачи военнослужащим рапорта о заключении нового контракта о прохождении военной службы, отмечает, что доводы Комсулина С.И. о том, что он не подал своевременно рапорт о заключении нового контракта ввиду того, что забыл об окончании срока контракта, опровергаются его рапортами от 22 марта 2019 года и от 6 мая 2019 года об увольнении с военной службы по достижению предельного возраста, что подтверждает его нежелание продолжать военную службу.
Далее автор жалобы указывает, что в ходе беседы, проведенной 22 марта 2019 года командиром и начальником отделения кадров воинской части 1 с Комсулиным И.С, стало понятно, что он не намерен далее проходить военную службу, а его несогласие с действиями должностных лиц связано с желанием уволится с военной службы по иному основанию - по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, права на увольнение по которому он не имел, так как не достиг возраста 50 лет.
В заключении автор жалобы обращает внимание, что личное дело административного истца не было направлено для подсчета выслуги лет по вине самого Комсулина С.И, так как в отделение кадров воинской части им не было сдано удостоверение личности военнослужащего и трудовая книжка, что подтверждает акт от 20 мая 2019 года.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, а также принимая во внимание заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с в пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно пункту 12 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего. Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.
Как установлено пунктом 9 статьи 9 Положения о порядке прохождения военной службы, для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт. Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.
В соответствии с пунктом 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 года N 660, командир (начальник) воинской части за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта, помимо прочего, уточняет у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по установленным нормам; обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию; направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (далее - ВВК).
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Как усматривается из материалов дела, Комсулин С.И. проходил военную службу в соответствии с контрактом, заключенным им 31 января 2009 года сроком на 10 лет, то есть до 31 января 2019 года.
22 марта 2019 года административный истец обратился к командиру воинской части 1 с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), в удовлетворении которого было отказано.
Согласно листу беседы от 22 марта 2019 года, Комсулин С.И. не согласен с предстоящим увольнением с военной службы по окончанию срока контракта и просит уволить по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Подпись административного истца в листе беседе отсутствует.
Согласно резолюции начальника отделения кадров воинской части 1 - ФИО1 от 29 марта 2019 года на рапорте Комсулина С.И, оснований для его увольнения с военной службы по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не имеется, так как предельный возраст пребывания на военной службе у него не наступил. Поскольку 31 января 2019 года истек срок заключенного административным истцом контракта о прохождении военной службы, он будет уволен с военной службы по подп. "б" п. 1 ст. 51 этого же Федерального закона.
Приказом командира воинской части 1 от 27 апреля 2019 года N Комсулин С.И. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
6 мая 2019 года Комсулиным С.И. повторно подан рапорт об увольнении с военной службы по достижению предельного возраста, в удовлетворении которого также отказано.
Правильно установив обстоятельства дела, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о незаконности увольнения Комсулина С.И. с военной службы на основании подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", поскольку согласия на увольнение с военной службы по указанному основанию административным истцом дано не было.
Ссылки автора жалобы на то, что административный истец не желал проходить военную службу далее, так как намеревался уволиться с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на ней, на обоснованность выводов суда первой инстанции повлиять не могут, поскольку, вопреки требованиям пункта 9 статьи 9 Положения о порядке прохождения военной службы и пункта 28 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 года N 660, должностными лицами воинской части своевременность подачи военнослужащим рапорта о заключении нового контракта о прохождении военной службы не контролировалась и за шесть месяцев до окончания текущего контракта с Комсулиным С.И. беседа не проводилась, вопрос заключения с ним нового контракта не выяснялся и такой контракт ему заключить не предлагалось.
Не предлагалось Комсулину С.И. заключить новый контракт и в ходе беседы с административным истцом, проведенной 22 марта 2019 года, несмотря на его несогласие с предстоящим увольнением по истечению срока контракта и отсутствие оснований для его увольнения с военной службы по достижению предельного возраста, доказательств того, что Комсулин С.И. уклонялся от заключения контракта, материалы дела также не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Биробиджанского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 года по административному делу по заявлению Комсулина С.И. об оспаривании действий командира воинской части 1, связанных с увольнением с военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Согласовано:
Судья А.С. Кураксин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.