Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Масленниковой Л.В, при помощнике судьи Завалишиной Н.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Исмаилова О.Б. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 30 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Исмаилова О. Б. к Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, Министерству обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий отказать, УСТАНОВИЛА:
Исмаилов О.Б. в лице представителя по доверенности Лоборевой А.Ю. 14.03.2019 обратился в Пресненский районный суд города Москвы с иском к Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, Министерству обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, обязании выдать соответствующее удостоверение, мотивируя обращение тем, что в период прохождения военной службы по контракту с 1994 по 1997 год в Республике Таджикистан г. Курган-Тюбе в войсковой части п.п. 28804 привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, однако в присвоении звания ветерана боевых действий ему отказано ввиду неподтверждения непосредственного участия в боевых действиях, что истец полагает незаконными, нарушающими его права, не основанным на имеющихся и представленных им ответчику документах.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, представитель ответчика Минобороны России иск не признал.
30.04.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Исмаилов О.Б. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Лоборевой А.Ю.
В заседании судебной коллегии истец Исмаилов О.Б. и его представитель по доверенности Лоборева А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали; ответчики в заседания суда апелляционной инстанции 30.09.2019, 22.10.2019 и 18.11.2019 не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 88-91).
Проверив материалы дела, выслушав истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Исмаилов О.Б, **** года рождения, уроженец г. ****, в период с 06.12.1994 по 08.12.1997 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части п/п 28804.
04.08.2014 Исмаилов О.Б. обратился в Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Минобороны России через военный комиссариат Орловской области по г. Новосиль, Новосильскому, Корсаковскому и Залегощенскому районам с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представив военный билет, учетную карточку и справку Центрального архива Минобороны России (ЦА МО РФ) от 21.04.2014.
Решением указанной комиссии от 26.09.2014 Исмаилову О.Б. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку в представленных документах не отражено его участие в боевых действиях, т.к. не представлены документы, указанные в п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763, а также Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Исмаилова О.Б об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий ввиду отсутствия сведений о непосредственном участии истца в боевых действиях, которые могут подтверждаться только определенными средствами доказывания, в то время как в военном билете и учетной карточке таких сведений не имеется, а в архивной справке от 21.04.2014 указано на отсутствие на хранении в ЦА МО РФ документов войсковой части п/п 28804, подтверждающих непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях за 1994-1997 годы.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан без оценки всех имеющихся в деле доказательств, а также без учета юридически значимых по делу обстоятельств.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону (ч. 3 ст. 3).
Разделом III названного Перечня в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 351-ФЗ, действующей с 01.01.2016, к числу государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Статьей 28 указанного Федерального закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством РФ.
Согласно п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595, действующего на момент рассмотрения спора в суде, вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных
задач.
В соответствии с п. 2 Порядка предусмотрено, что рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Миниобороны России по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Миниобороны России по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, в том числе согласно приложению N 1, - Комиссией Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
При этом в соответствии ранее действующими положениями абз. 4 и 7 п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288, к обращению с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий подлежали предоставлению документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие указанных лиц в выполнении задач, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, архивные справки, содержащие сведения, указанные в настоящем абзаце, для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - копии военных билетов, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении задач.
Также согласно ранее действовавшей с 01.01.2012 до 01.01.2016 редакции Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в Раздел III перечня была включена позиция: боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Таким образом, Федеральным законом от 28.11.2015 N 351-ФЗ названная позиция была изложена в новой редакции: выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан.
Приказом Минобороны России от 04.01.1996 N 9 установлены дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, которым предусмотрено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Минобороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями), выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов), предоставляются дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу (подп. "б" п. 1), которым предусмотрено, что за период выполнения соответствующих задач выплачиваются: военнослужащим, проходящие военную службу по контракту, оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере (подп. "а" п. 1 Приложения N 2); при этом в оеннослужащим, указанным в подп. "б" п. 1 настоящего Приказа, дополнительные гарантии и компенсации предоставлять только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или дня отнесения местности к зоне вооруженного конфликта
и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или дня отмены решения об отнесении местности к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ), а периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей (п. 2 Приказа).
Как следует из архивной справки ЦА МО РФ от *** представленной ответчику с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в архиве имеются сведения о приказе командира войсковой части полевая почта 28804 от 01.11.1996, изданном в г. Курган-Тюбе, в котором значится: "в соответствии с требованием приказа МО РФ N 9 - 1996 года нижепоименованным военнослужащим полка, проходящим службу по контракту, выполняющим задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в Республике Таджикистан в условиях чрезвычайного положения выплатить оклады денежного содержания в двойном размере, в том числе рядовому Исмаилову О.Б, за период с 01.10.1996 по 31.10.1996", а также указано, что личный состав войсковой части полевая почта 28804 с 21.07.1993 по 01.03.2013 принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, при этом документов, подтверждающих непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях за 1994-1997 год на хранении в ЦА МО РФ нет.
При таких данных, в архиве ЦА МО РФ имеются сведения о приказе командира войсковой части полевая почта 28804, личный состав которой с 21.07.1993 по 01.03.2013 принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, которым Исмаилов О.Б, являясь военнослужащим указанной части, выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в Республике Таджикистан в условиях чрезвычайного положения с 01.10.1996 по 31.10.1996, в связи с чем ему предоставлялись дополнительные гарантии и компенсации в соответствии с Приказом Минобороны России от 04.01.1996 N 9.
С учетом изложенного у с уда первой инстанции не имелось оснований полагать, что сведения, подтверждающие участие заявителя в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан (а не о непосредственном участии истца в боевых действиях), согласно п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595, заявителем не представлены, на основании чего принятое по делу судебное решение не может быть признано законным и обоснованным, отвечающим требованиям ст. 195 ГПК РФ, и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об обязании ответчика в лице Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий Минобороны России выдать истцу удостоверение ветерана боевых действий установленного образца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 30 апреля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым обязать Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации выдать Исмаилову Олегу Борисовичу удостоверение ветерана боевых действий установленного образца.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.