Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Бухареве И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области на решение Басманного районного суда г. Москвы от 13 марта 2019 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-727/2019), которым постановлено:
Признать незаконными действия ГУ - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области в части прекращения Камаеву М. Ю. выплаты установленной страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) с 01 января 2018 года.
Обязать Государственное учреждение -Главное управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области произвести Камаеву М.Ю. перерасчет и выплату установленной страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) с 01 января 2018 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
установила:
Истец Камаев М.Ю. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, в котором с учетом уточнений просил признать решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, признать незаконными действия ответчика по прекращению выплаты страховой части трудовой пенсии по старости, обязать возобновить выплату страховой части трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем трудовой пенсии по старости с 20.01.2013 г, однако, не обладая познаниями в сфере пенсионного обеспечения, подал заявление об отказе в получении пенсии по старости при назначении пенсии по выслуге лет. При обращении к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты страховой пенсии по старости, решением N ***** от 22.08.2018 г. ему отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. С указанным решением истец не согласен, полагает, что при возобновлении выплаты пенсии по старости оценка пенсионных прав не производится.
Истец, его представитель по доверенности Парсаева Л.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Пономарев А.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика по доверенности Пономарева А.А, истца и его представителя по доверенности Парсаеву Л.А, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а Федеральный закон от 17.12.2001 г. 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, не противоречащей ему (ч. 3 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так и Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С 25.07.2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.03.2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", предусматривающий установление страховой части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам начиная с 01 января 2007 года.
Вышеуказанным Законом N 156-ФЗ были внесены соответствующие изменения в Законы N 4468-1 ФЗ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и предоставлено военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (в редакции, действующей с 01.01.2015 г.) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 г. 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 " О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии " разъяснено, что рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12.02.1993 г. N 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе N 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
Вместе с тем, учитывая, что положения статьи 7 Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 156-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения " на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 г, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 01 января 2007 г, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 г. N 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 25 Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ " О страховых пенсиях " прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Согласно статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации " назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Камаев М.Ю. **** года рождения, с 20.01.2013 г. является получателем трудовой пенсии по старости бессрочно.
04.12.2017 г. истцом было подано заявление ответчику об отказе в получении назначенной пенсии в связи с выходом на военную пенсию, в соответствии с которым ему была прекращена выплата страховой пенсии по старости.
С 20.01.2018 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет пожизненно в соответствии с Законом РФ от 12.02.19993 г. N 4468-1, что следует из справки войсковой части 33949.
Также в справке указано, что при определении размера пенсии за выслугу лет учтены периоды работы и службы с 01.09.1970 г. по 31.08.1975 г, с 12.09.1979 г. по 03.10.1981 г, с 04.03.1985 г. по 19.01.2018 г.
03.07.2018 г. истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением ГУ-ГУ ПФР N 10 по г.Москве и Московской области N ***** от 22.08.2018 г. ему отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия требуемого страхового стажа для установления данного вида пенсии. Страховой стаж истца учтен 05 лет 06 месяцев 28 дней, при требуемом страховом стаже 6 лет.
Из объяснений истца, данных в ходе рассмотрения дела следует, что являясь получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при обращении в пенсионный фонд в декабре 2017 г, ему было разъяснено, что для получения пенсии за выслугу лет ему необходимо отказаться от получения трудовой пенсии по старости, в связи с чем не имея знаний пенсионного законодательства, подал заявление об отказе от пенсии. После назначения пенсии за выслугу лет, истец обратился к ответчику для возобновления выплаты трудовой пенсии, однако было отказано ввиду отсутствия необходимого страхового стажа. Данные действия ответчика считает незаконными и необоснованными, указывая на то, что был введен в заблуждение, поскольку имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, в том числе объяснения сторон, пришел к выводу о признании незаконным решения пенсионного органа в части прекращения выплаты истцу установленной пенсии (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) по старости, поскольку у истца отсутствовало волеизъявление на отказ от получения назначенной ему ранее трудовой пенсии по старости, при наличии у него права на одновременное получение пенсии за выслугу лет; ранее трудовая пенсия истцу была рассчитана с учетом норм Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, необходимы стаж для выплаты пенсии у истца имелся; при назначении ему пенсии за выслугу лет на основании Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 с 20.01.2018 г. подлежала исключению только фиксированная выплата к страховой пенсии по старости. При этом, суд исходил из того, что повторного обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, и соответственно повторного ее назначения не требовалось. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что выплата страховой пенсии истцу должна быть приведена в первоначальное состояние и обязал ответчика произвести истцу перерасчет и выплату установленной страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) с 01.01.2018 г.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, повторяют правовую позицию ответчика относительно предмета спора, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
С доводами ответчика о том, что истец не имеет право на одновременное получение двух пенсий, не подавал заявление о назначении страховой части пенсии по старости и у него не возникло такого права на ее выплату, судебная коллегия согласиться не может, находит их ошибочными. При этом, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина И." от 14.01.2016 г. N 1-П отмечено, что пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ
определила:
Решение Басманного районного суда города Москвы от 13 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.