Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Пильгановой В.М, при помощнике судьи Ильиной Д.М, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Пилипенко Н.В. на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 15 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Пилипенко Н. В. к УСЗН САО г. Москвы о признании незаконным решения - отказать, УСТАНОВИЛА:
Пилипенко Н.В. 26.03.2019 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Северного административного округа города Москвы (далее - УСЗН СЗАО г. Москвы), Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы) о признании незаконным и отмене решения УСЗН СЗАО г. Москвы от 25.04.2018 N 1473, обязании принять новое решение с учетом установленного законом трехгодичного срока, мотивируя обращение тем, что является получателем пенсии по старости и региональной социальной доплаты к ней, 25.04.2018 УСЗН СЗАО г. Москвы принято решение N 1473, которым установлена сумма переплаты выплаченной истцу региональной социальной доплаты к пенсии в размере 449 925, 99 руб, которая определена за период с 01.01.2010 по 15.11.2017, что истец полагает незаконным, не основанным на положениях ст.ст. 196, 200 ГК РФ о сроке исковой давности, полагая, что ответчиком должно быть принято решение в пределах трех лет.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представители ответчиков иск не признали.
15.05.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Пилипенко Н.В. п о доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Просиным Р.С.
В заседании судебной коллегии представитель истца Пилипенко Н.В. по доверенности Просин Р.С доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ответчиков УСЗН САО г. Москвы по доверенности Шевелкина С.Ю, ДТСЗН г. Москвы по доверенности Куликова Е.Н. против удовлетворения жалобы возражали.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пилипенко Н.В, *** года рождения, получая пенсию по старости, с 01.01.2010 являлась также получателем региональной социальной доплаты к пенсии (далее - РСД), предусмотренной Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", выплачиваемой УСЗН САО г. Москвы в лице отдела социальной защиты населения Тимирязевского района города Москвы.
С 01.12.2017 выплата РСД Пилипенко Н.В. была приостановлена в связи с поступившими сведениями из ГУ - ОПФР сведениями о наличии у истца страховых периодов; при обращении в УСЗН САО г. Москвы 11.04.2018 Пилипенко Н.В. была представлена выписка из ЕГРИП, согласно которой в период с 26.03.2004 по 15.11.2017 являлась индивидуальным предпринимателем, о чем своевременно в УСЗН САО г. Москвы не сообщила; указанные обстоятельства установлены решением УСЗН САО г. Москвы N 1473 от 25.04.2018, которым определена переплата РСД за период с 01.01.2010 по 15.11.2017 в сумме 449 925, 99 руб, подлежащая ежемесячному удержанию из выплачиваемой РСД в размере 20% с 01.07.2018 (л.д. 8).
Разрешая спор на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями п.п. 40-44 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Пилипенко Н.В, поскольку основания для принятия ответчиком решения N 1473 от 25.04.2018 имелись, учитывая, что истец, получая ежемесячную выплату как неработающий пенсионер, до 15.11.2017 являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП и не оспаривалось истцом, о чем в УСЗН САО г. Москвы до 11.04.2018 не сообщила.
Так, положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В п. 33 указанного Постановления предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится осуществление пенсионером работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подп. "г").
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012, так и в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП", предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.
Порядок возмещения ущерба, в случаях когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму переполученных средств и выносит решение о ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.
Так, согласно п. 42 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП в случаях если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 настоящего Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и в ст. 26
Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких данных, оспариваемое истцом решение отдела СЗН Тимирязевского района УСЗН САО г. Москвы N 1473 от 25.04.2018 принято в пределах компетенции ответчика и в порядке, установленном действующим законодательством.
Ссылке истца на пропуск ответчиком срока исковой давности, судом дана надлежащая оценка, учитывая, что в силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью является срок для защиты в судебном порядке нарушенного права лица, что не влечет ограничение права на принятие УСЗН решения в порядке, предусмотренном подп. а) п. 42 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", учитывая, что положения указанного пункта применяются к удержаниям из региональной социальной доплаты на основании решений органов, осуществляющих социальное обеспечение, только тех сумм, которые излишне выплачены пенсионеру в связи с нарушением им обязательства сообщать этим органам о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера социальной выплаты или прекращение ее выплаты, т.е. денежных сумм, не являющихся его имуществом, на которые по закону пенсионер не имел права; при этом оспариваемое решение принято ответчиком в пределах установленного срока исковой давности со дня, когда ответчик узнал об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты истцу социальной доплаты к пенсии, а заявить о пропуске УСЗН САО г. Москвы срока исковой давности истец вправе в случае обращения УСЗН САО г. Москвы в суд в порядке, предусмотренном подп. в) п. 42 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, с соответствующим иском к истцу о взыскании необоснованно полученной доплаты.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Пилипенко Н.В. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 15 мая 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пилипенко Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.