Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д. В. Шаповалова, судей Р.Б. Михайловой, В.В. Ставича, при секретаре Ю.А. Карасевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе административного истца Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 10 июля 2019 года по административному иску Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" (далее - ОООИВА "Инвалиды войны", Организация)) к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения от 25 февраля 2019 года N *** о приостановлении деятельности организации, УСТАНОВИЛА:
ОООИВА - "Инвалиды войны" обратилась в суд с административным иском к Минюсту России, в котором просила признать незаконным и отменить распоряжение от 25 февраля 2019 года N *** о приостановлении деятельности организации.
В обоснование требований административный истец указал на то, что 23 ноября 2017 г. Минюст России вынес представление N *** обязывающее ОООИВА - "Инвалиды войны" устранить выявленные нарушения в срок до 28 февраля 2018 года. Полагая, что недостатки, о которых идет речь в предписании устранены, Организация полагала безосновательным решение административного ответчика о приостановлении ее деятельности на срок 6 месяцев.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 10 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ОООИВА - "Инвалиды войны" ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представители ОООИВА - "Инвалиды войны" В.Г. Сайфуллин, А.А. Приско по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Министерства юстиции России А.М. Харламова, О.Г. Спицына по доверенности просили решение суда оставить без изменения по мотивам, изложенным в возражениях.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии с ч. 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Как установлено статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях", общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
В соответствии со статьей 117 ГК РФ общественные организации (объединения) являются некоммерческими организациями. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) как участников отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ, определяются законом.
В соответствии с п. 3 ст. 50, п. 1 статьи 65.1 ГК РФ общественные организации являются корпоративными некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 7-ФЗ общественная организация является формой некоммерческой организации, особенности правового положения общественных организаций определяются Федеральным законом N 82-ФЗ.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Минюстом России на основании п. 3 ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 82-ФЗ, п.п. 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705, и согласно п. 14 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год в период с 16 октября 2017 г. по 13 ноября 2017 г. проведена плановая документарная проверка деятельности ОООИВА "Инвалиды войны".
Как следует из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) по отношению к ОООИВА "Инвалиды войны", является Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно подпункту 30.10 пункта 7 Положения Минюст России осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общероссийских общественных объединений.
Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с распоряжением N *** от 14.09.2017 проведена плановая документарная проверка деятельности ОООИВА "Инвалиды войны" (далее - Организация). В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью организации регистрирующим органом было установлено, что Организацией нарушен пункт 2.1 Устава, а также ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", не представлены на проверку документы, подтверждающие осуществление уставной деятельности, соблюдения законодательства при осуществлении деятельности, в частности документы подтверждающие использование помещений, расположенных по адресам: г..Москва, Промышленный пр-д, д. 3, для осуществления уставной деятельности по реабилитации, социальной поддержке инвалидов и ветеранов боевых действий в указанных помещениях; протоколы (заседания) Центрального правления Организации от 29.03.2016, 01.11.2016, 14.02.2017, протоколы заседаний Президиума Центрального правления за 2016-2017 гг, решения Президиума Центрального правления об определении размера предоставляемых Организацией денежных средств по соглашениям Организации со структурными подразделениями, смет расходов получателя субсидии и перечня мероприятий, отчеты об использовании средств субсидий, выделяемых Организации, договоры аренды нежилого помещения с индивидуальным предпринимателем Кондикиной Н.Л, физическим лицом Паэгле Ю.Ю, договор N *** от 08.09.2016 с Ассоциацией организаций реабилитации и интеграции инвалидов "Союз реабилитологов", договоры аренды нежилого помещения с Кировской региональной организацией Общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", договоры аренды помещения с ООО "УК "Авангард" г..Санкт-Петербург, договоры аренды офисного помещения с ООО "Санол", договоры аренды помещения с ООО "Владимир плюс", договоры аренды помещения с ОАО "Хакастисиз", договоры аренды помещения с ООО "Уник-Бизнес", договор охраны
имущества N *** от 01.02.2016 с ООО "Частная охранная организация "ТРОЯ", договор на оказание клиринговых услуг N *** от 01.08.2016 с ООО "Неолайт", договор на оказание услуг с ООО "СтартКом", соглашения, заключенные Организацией с Министерством труда и социальной защиты РФ, а также отчеты о расходах полученных субсидий за 2014-2017гг, отчетов об использовании средств субсидий, предоставляемых Организацией своим структурным подразделениям и иным юридическим лицам; соглашение N *** от 21.01.2016, документы по открытым счетам для получения и расходования денежных средств из федерального бюджета (субсидии) в 2014, 2015 и 2017 годах, соглашение N 6 от 02.11.2016 с учреждением "Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея".
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его Уставом.
В соответствии с пунктом 6.6 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" собрания Центрального правления созываются не реже двух раз в год, протоколы Центрального правления Организации от 29.03.2016, 01.11.2016, 14.02.2017 на проверку не представлены, в связи с чем Организацией не подтверждена периодичность созыва и проведения собраний Центрального правления, что является нарушением п.6.6 Устава, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно протоколу собрания Центрального правления от 09.01.2015 в состав Центрального правления введены в порядке ротации с последующим утверждением на Конференции Королев С.С, Ефременко Р.Ю, кроме того в протоколах собраний Центрального правления от 20.05.2015, 09.11.2015 граждане Ефремено Р.Ю, Королев С.С. указаны в качестве присутствующих членов правления, голосующих по повестке дня, в связи с чем Организацией нарушен пункт 6.5 Устава, ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно протоколу Центрального правления от 09.01.2015 (N3) член правления Морозов С.К. на заседании отсутствовал, при этом передал право голоса Чепурному А.Г, в связи с чем ОООИВА "Инвалиды войны" нарушен п. 3 ст. 123.6 ГК РФ.
Согласно представленным на проверку протоколам собраний Центрального правления на заседаниях Центрального правления принимались решения о выводе структурных подразделений (региональных отделений и организаций) из состава Организации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения (ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
ОООИВА "Инвалиды войны" нарушены нормы материального права ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность выведения структурного подразделения из состава общероссийского общественного объединения.
В протоколах заседаний Центральной ревизионной комиссии от 31.10.2015, 20.05.2016, 31.10.2016, 12.03.2017 в числе присутствующих членов Центральной ревизионной комиссии, голосующих по вопросам повестки дня, указаны граждане Мардеев Р.А, Озеров О.Н, которые не являются членами Центральной ревизионной комиссии. Согласно актов проверок 6 региональных отделений и акту комплексной проверки деятельности Центрального правления от 05.04.2017, проверку проводили комиссии в составе 3-4 членов, в том числе граждане Сайфуллин В.Г, Вилкова В.Г, Морозова И.В, Кундина Т.Г, Панин Е.Н, Денисова И.В, которые не являются членами Центральной ревизионной комиссии, то есть указанные проверки проведены в неправомочном составе Центральной ревизионной комиссии, в связи с чем ОООИВА "Инвалиды войны" нарушен пункт 7.1 Устава, а также ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в части не соблюдения Устава.
В качестве структурных подразделений в соглашениях указаны: некоммерческая организация - частное учреждение Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны", "Центра реабилитационных проектов и социальных инноваций "Побратим", Автономная некоммерческая организация "Центр медицинской и социальной реабилитации ветеранов войн "Ветеран-Русь", Межрегиональное общественное учреждение "Центр реабилитации и интеграции инвалидов войн", "Ассоциация организаций реабилитации и интеграции инвалидов "Союз реабилитологов" и 43 частных учреждения комплексной реабилитации и интеграции инвалидов войны в субъектах РФ, где единственным учредителем является ОООИВА "Инвалиды войны".
Пунктами 8.2 и 8.3 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" структурными подразделениями Организации являются региональные общественные организации (отделения), при этом наличие в структуре Организации указанных выше организаций является нарушением пунктов 8.2 и 8.3 Устава.
В представленный ОООИВА "Инвалиды войны" список не включены сведения о 6 структурных подразделениях, в списке указано 5 самостоятельных юридических лиц, не являющихся структурными подразделениями Организации, при этом Организацией на территории 9 субъектов РФ создано по две региональные организации, то есть нарушена ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации
Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.
Участие председателя Организации Чепурного А.Г, Лидера Организации и одновременно члена Центрального правления Организации Сайфуллина В.Г. в создании и деятельности организаций, получающих денежные средства от самой Организации, свидетельствуют о превышении полномочий и соответствующей заинтересованности, предусмотренной ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", влекущий конфликт интересов.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указанные выше лица не сообщали высшему органу управления Организации - Конференции или органу надзора за её деятельностью - Центральной ревизионной комиссии Организации об их участии в организациях, в том числе путем их учреждения, получающих денежные средства в виде субсидий от Организации, а соответствующие решения Конференций, Центральной ревизионной комиссией Организации не принимались.
В нарушение положений абзац. 8 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Организация не представила в Минюст России в срок установленный Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" отчеты за 2014-2016 годы об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и о фактическом расходовании по форме ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1074 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов", распоряжениями Правительства РФ - ОООИВА "Инвалиды войны" получает денежные средства из федерального бюджета - субсидии.
Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1074 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов" утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов (далее - Правила).
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство), в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством и получателями субсидий.
Указанными соглашениями определяются целевое назначение субсидии, право Министерства на проведение проверок соблюдения получателем субсидии условий, установленных настоящими Правилами, порядок возврата денежных средств в случае выявления по итогам проверок, проведенных Министерством и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нецелевого использования субсидии (пункт 4 Правил).
Получатели субсидий ежеквартально представляют в Министерство отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. Форма отчета, порядок и сроки его представления утверждаются Министерством (пункт 7 Правил).
ОООИВА "Инвалиды войны" не представлены установленные законодательством РФ соглашения, заключенные с Министерством труда и социальной защиты РФ, а также отчеты о расходах полученных субсидий за 2014-2017 гг.
Непредставление указанных соглашений и отчетов об использовании средств субсидий, полученных из федерального бюджета, договоров, заключенных Организацией, документов по использованию имущества, находящегося в пользовании Организации, не позволяет установить соответствие деятельности Организации по расходованию денежных средств, а именно субсидий, полученных из федерального бюджета, и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.
На проверку не представлены материалы, подтверждающие, что издание брошюры "Профессиональный экзамен независимой оценки квалификации: оценочные средства, нормативно-правовое регулирование, процедура апелляции", "Национальная система независимой оценки квалификаций: международный опыт и нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации", изготовленные за счет средств Организации на основании договора N *** от 25.10.2016, осуществлялось в связи с реализацией своих уставных целей, поскольку содержание брошюр не соответствует целям организации, заявленным в пункте 2.1 устава Организации.
В пункте 1.1 Устава указано, что ОООИВА "Инвалиды войны" является благотворительным общественным объединением общественных организаций - юридических лиц и граждан.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. В нарушение вышеуказанных норм в наименовании ОООИВА "Инвалиды войны" отсутствует указание на её характер деятельности "благотворительность".
Кроме того, являясь благотворительной организацией в Уставе - ОООИВА "Инвалиды войны" отсутствуют специальные положения, предусмотренные Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
Статьей 32 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что в общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками (часть 2).
Согласно пункта 1.6 Устава ОООИВА "Инвалиды войны", Организация не отвечает по обязательствам своих региональных организаций (отделений). При этом, пункт 9.4 Устава региональные организации обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними Организацией.
Положение пункта 1.7 Устава о государственной регистрации символики Организации не соответствует ст. ст. 20, 24 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", на основании которых государственная регистрация символики некоммерческих организаций не осуществляется, а описание символики содержатся в Уставе, указанные положения противоречат п. 6.6 Устава.
В нарушение п. 3 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" устав общественного объединения должен предусматривать условия и порядок приобретения и утраты членства в нем, в Уставе отсутствует указание на условия и порядок приобретения и утраты членства в Организации общественных объединений - юридических лиц.
В нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, в п. 5.10, 5.11 Устава указано, что в состав Организации входят сторонники.
В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Уставом к компетенции Конференции Организации не отнесены вопросы определения приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества, определение порядка приема в состав членов Организации исключения из состава её членов п. 6.5 Устава.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов об образовании органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий. Президиум Центрального Правления является коллегиальным исполнительным органом Организации. В нарушении указанной нормы избрание и досрочное прекращение Президиума Центрального Правления Организации отнесено к компетенции Центрального Правления Организации - постоянно действующего руководящего органа п. 6.6 Устава.
Пункт 6.6 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" в части включения членов Организации в качестве кандидатур для назначения (избрания) на должности в структуре судебной власти, не соответствует порядку назначения на должность судьи определенному Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий. Пункты 6.9, 8.14 Устава предусматривают должность заместителя председателя Организации, заместителя председателя региональной организации (отделения) Организации. Однако порядок избрания, срок полномочий и компетенция заместителя председателя Организации, заместителя председателя региональной организации (отделения) Организации в Уставе не отражены.
В соответствии с п. 6.7 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" Президиум Центрального правления Организации является исполнительным органом, одновременно п. 6.1 Устава Организации Президиум Центрального правления Организации отнесен к числу руководящих органов Организации.
В соответствии с п. 7.1 Устава ОООИВА "Инвалиды войны" Центральная ревизионная комиссия избирается на срок полномочий Центрального правления Организации, тогда как согласно п. 6.5 Устава Организации Центральная ревизионная комиссия избирается сроком на 5 лет.
Пункт 8.6 Устава предусматривает возможность исключения региональной организации (отделения) из состава Организации по решению Центрального правления Организации.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Исключение общественного объединения предусмотрено ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" по обращению органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением, о признании объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Законодательством не предусмотрено исключение структурных подразделений из состава общественного объединения.
В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Уставом к компетенции конференции (общего собрания) региональной организации (отделения) Организации не отнесены вопросы досрочного прекращения полномочий постоянного действующего коллегиального руководящего органа региональной организации, ликвидации региональной организации (отделения), однако структурное подразделение Организации (п. 8.2 Устава) не вправе принимать самостоятельно такое решение без соответствующего решения Организации, при этом орган Организации, правомочный принимать такие решения Уставом не определен, что является нарушением п. 4 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции не устранены ОООИВА "Инвалиды войны" нарушения, указанные в пунктах 3, 4, 5, 6, 8 и 13 представления, что давало Министерству юстиции России основания для принятия решения о приостановлении деятельности Организации на срок до шести месяцев в соответствии частям первой и второй статьи 42 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Суд правильно оценил представленные в материалах дела доказательства применительно к положениям действующего законодательства, и пришел к выводу, что распоряжение Минюста России от 25 февраля 2019 года N207-р о приостановлении деятельности организации ОООИВА "Инвалиды войны" вынесено в рамках полномочий государственного органа, является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, не соответствуют действительности. Всем доводам административного иска и выявленным нарушениям, которые не устранены Организацией, судом в решении дана обстоятельная оценка.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, ОООИВА "Инвалиды войны" не доказало факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.