Председатель Московского городского суда Егорова О.А., рассмотрев протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 261 района Люблино города Москвы от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 261 района Люблино города Москвы от 07 мая 2018 года специалист по кадрам ГБОУ Школа N 1143 Четырина Е.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление мирового судьи не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящем протесте заместитель прокурора города Москвы Ведерников В.В. просит об отмене названного судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что специалист по кадрам ГБОУ Школа N 1143 Четырина Е.Л. не является надлежащим субъектом ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку при заключении с бывшим государственным служащим С* З.А. трудового договора не замещала должность руководителя и не была уполномочена на подписание трудового договора.
Четырина Е.Л, в соответствии с ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ уведомленная о подаче заместителем прокурора города Москвы Ведерниковым В.В. протеста на указанный выше судебный акт, представила письменное мнение, в котором выразила согласие с доводами прокурора.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими города Москвы.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что специалист по кадрам ГБОУ Школа N 1143 Четырина Е.Л. в нарушение ст. 12 Закона о противодействии коррупции в десятидневный срок не уведомила ФССП России о заключении 01 сентября 2017 года трудового договора с С* З.А, замещавшей ранее должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела организации рассмотрения обращений граждан и юридических лиц Управления рассмотрения обращений в исполнительном производстве ФССП России.
Названные действия (бездействие) специалиста по кадрам ГБОУ Школа N 1143 Четыриной Е.Л. квалифицированы по ст. 19.29 КоАП РФ.
Между тем с таким выводом мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного служащего несет работодатель либо заказчик работ (услуг).
В силу ст. 20 Трудового кодекса РФ под работодателем понимается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Порядок сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, установлен постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, согласно пунктам 3 и 4 которого сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, может являться не любое должностное лицо, а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица - работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
В данном случае трудовой договор с С* З.А. от имени ГБОУ Школа N 1143 подписан директором С* Н.Ф.
При таких обстоятельствах специалист по кадрам ГБОУ Школа N 1143 Четырина Е.Л, не заключавшая трудовой договор с С* З.А. со стороны работодателя, в силу вышеуказанного Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, не является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, следовательно, она не является субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 261 района Люблино города Москвы от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении специалиста по кадрам ГБОУ Школа N 1143 Четыриной Е.Л. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 261 района Люблино города Москвы от 07 мая 2018 года, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - специалиста по кадрам ГБОУ Школа N 1143 Четыриной Е.Л. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Председатель
Московского городского суда О.А. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.