Судья Московского городского судья Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Алиева Агшина Махир оглы на постановление судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 08 октября 2019 г., которым гражданин Азербайджанской Республики Алиев А.М.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда, установил:
08 октября 2019 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алиева А.М.о.
Дело передано на рассмотрение в Солнцевский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с названным постановлением судьи, Алиев А.М.о. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просил постановление судьи изменить, исключить дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку он 08 декабря 2017 г. заключил брак с гражданкой РФ М***А.А.к, 06 декабря2018 г. в семье родился сын ***, просил применить положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04 ноября1950 года).
В судебное заседание Московского городского суда Алиев А.М.о. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, представленные с жалобой заверенные нотариально копию свидетельства о заключении брака гражданки России - М*** А.А.к. и гражданина Азербайджанской Республики Алиева Агшина Махир о, выданного 08 декабря 2017 г. Дмитровским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы, запись акта о заключении брака N 2326, супругам присвоены ранее имевшиеся фамилии, бланк ***, свидетельства о рождении Алиева У.А. *** г.р, выдано Органом ЗАГС Москвы N 52 Многопрофильный центр предоставления государственных услуг района Дмитровский 16 января 2019 г, запись акта о рождении N ***, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
По правилам ч. 3.1 указанной нормы, нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п.1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 07.10.2019 года в 18 часов 30 минут по адресу: г.Москва, ул.2-я Рейсовая, д.2, корп.5, при проведении проверки режима пребывания иностранных граждан на территории аэропорта Внуково выявлен Алиев А.М.о, который 23.02.2019 года судьей Солнцевского районного суда города Москвы был признан виновным в соответствии с ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа без административного выдворения. Данное постановление вступило в законную силу 08.03.2019 года. Алиев А. после вступления постановления в законную силу никаких мер к легализации своего пребывания на территории РФ не принял. Проживает на территории РФ по настоящее время. 13.04.2019г. и 24.08.2019г. совершает однодневное пересечение государственной границы и вновь встает на миграционный учет. Таким образом, гражданин Алиев А. с момента вступления постановления в законную силу (08.03.2019г.), находится на территории РФ (213) двести тринадцать суток, тем самым нарушил требования ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток), то есть, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Алиева А.М.о. в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рапортом, объяснением и показаниями Алиева А.М.о. в суде, сведениями базы миграционного учета ФМС России АС ЦБДУИГ, и иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совокупность представленных доказательств по настоящему делу достаточна для рассмотрения его по существу и принятия объективного и обоснованного постановления.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Алиева А.М.о. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18. 8 КоАП РФ.
Действия Алиева А. обоснованно квалифицированы судьей по ч. 3.1 ст. 18. 8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч. 2 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 года N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания".
Вместе с мотивами назначения Алиеву А.М.о. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из представленных документов, обозревавшихся в судебном заседании Московского городского суда, усматривается, что гражданка России - М*** А.А.к. и гражданин Азербайджанской Республики Алиев Агшин Махир о, заключили брак 08 декабря 2017 г. в Дмитровским отделе ЗАГС Управления ЗАГС Москвы, 06 *** г. в семье родился сын ***.
Брак заключен в установленной законом форме, супруги совместно проживают и ведут общий бюджет, воспитывают сына.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права и на уважение семейной жизни.
Санкция ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции на день обнаружения административного правонарушения, предусматривала наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята в г. Риме 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на сферу административной ответственности.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела назначение Алиеву А.М.о. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В остальной части постановление судьи Солнцевского районного суда Москвы от 08 октября 2019 года оставлено без изменения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит изменению путем исключения из него указания о назначении Алиеву А.М.о. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 08 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Азербайджанской Республики Алиева Агшина Махир оглы изменить: исключить из него указание о назначении Алиеву Агшину Махир оглы дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Солнцевского районного суда Москвы от 08 октября 2019 г. оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.