дело N 2а-1183/2019
г. Краснодар |
27 декабря 2019 года |
Резолютивная часть определения объявлена 19 декабря 2019 года.
Определение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2019 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Харитонова А.С, судей Иванова А.Е, Усенко Н.В, рассмотрев материалы кассационной жалобы министерства финансов Краснодарского края на решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 30 апреля 2019 года (судья Хазиков А.А.) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2019 года (судьи Ефименко Е.В, Песецкая С.В, Борисихина С.А.) по административному исковому заявлению министерства финансов Краснодарского края к межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия", заинтересованное лицо - индивидуальный предприниматель Петрова Юлия Дмитриевна, о признании незаконным решения по рассмотрению заявления о подтверждении отнесения видов отходов к конкретным классам опасности и включении их в федеральный классификационный каталог отходов и банк данных об отходах, изложенного в уведомлении от 24 апреля 2018 года N 0102/11/3749, об обязании Межрегиональное У правление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея подтвердить отнесение вида отхода оборудование электрическое прочее "сетевой фильтр, утративший потребительские свойства" к конкретному классу опасности и включить их в федеральный классификационный каталог отходов и банк данных об отходах, с присвоением соответствующего кода и наименования, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица ИП Петровой Ю.Д. - Бабышевой М.С. (доверенность от 6 июля 2019 года), поддержавшего доводы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Министерство финансов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Росприроднадзора), ФГБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФГБУ "ФЦАО"), в котором просило признать решение Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по рассмотрению заявления о подтверждении отнесения видов отходов к конкретным классам опасности и включении их в федеральный классификационный каталог отходов и банк данных об отходах, изложенного в уведомлении от 24 апреля 2018 года N 0102/11/3749, незаконным, а также обязать Управление Росприроднадзора подтвердить отнесение вида отхода оборудование электрическое прочее "сетевой фильтр, утративший потребительские свойства" к конкретному классу опасности и включить их в федеральный классификационный каталог отходов и банк данных об отходах, с присвоением соответствующего кода и наименования.
Решением Октябрьского районного суда города Краснодара от 30 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с данными судебными актами, Министерство обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд города Краснодара.
В кассационной жалобе Министерство ссылается на неправильное определение судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения административного дела, применение норм материального права, не подлежащих применению.
Административный истец и административные ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили. На основании части 2 статьи 326 КАС РФ Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Указанных нарушений в ходе рассмотрения кассационной жалобы судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 18 сентября 2017 года Министерство обратилось в адрес Управления Росприроднадзора с заявлением о подтверждении отнесения вида классов отходов "сетевой фильтр, утративший потребительские свойства" к конкретному классу опасности и включении его в федеральный классификационный каталог отходов и банк данных об отходах.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе установление порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установление порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N 541 "Об утверждении порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности", утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок), который устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - территориальные органы Росприроднадзора).
Подпунктом 5.5 (9-3) Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 ода. N 400 (далее - Положение N 400), закреплено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности.
Пунктом 6 Порядка определен перечень документов и материалов, направляемых в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующим субъектом, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, которые свидетельствуют о волеизъявлении хозяйствующего субъекта, содержащие информацию, которая необходима для дальнейшего внесения вида отходов в ФККО и БДО.
Перечень документов и материалов, установленных в указанном пункте, является исчерпывающим.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что в случае выявления некомплектности материалов хозяйствующего субъекта и/или отсутствия в них информации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает хозяйствующему субъекту уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения.
Для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в Федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (пункт 14 Порядка).
Пунктом 19 Порядка предусмотрено, что территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения от ФБУ "ФЦАО" направляет хозяйствующему субъекту, в том числе уведомление о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.
Уведомлением N 0102/11/15888 от 23 ноября 2017 года, направленным Управлением Росприроднадзора в адрес Министерства, было сообщено о недостаточности информации для отнесения отходов "сетевые фильтры, утратившие потребительские свойства" к заявленному классу опасности.
Согласно пункту 4.5 методики ПНД Ф 12.1.2.2.2.2.3.3.2-03 "Методические рекомендации по отбору проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства потребления" проба твердых отходов производства и потребления составляет не менее 1 (одного) килограмма.
Пунктом 7.5.3.2 методики ФР.1.39.2007.03222 "Методики определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний" предусмотрено, что общий объем отобранной пробы должен составлять 5 (пять) килограммов.
Согласно акту отбора проб отходов от 18 августа 2017 года в графе "Масса (объем) отобранной пробы (кг, дм3)" указано значение "0, 9 кг.", Таким образом, была нарушена процедура проведения анализа и результаты биотестирования (определения компонентного состава отхода) не отражают реальный класс опасности отхода.
Также в уведомлении от 23 ноября 2017 года указано, что фраза "Использование по назначению с утратой потребительских свойств" наименованием технологического процесса не является, в связи с чем, заявителю необходимо уточнить технологический процесс образования отхода и определить класс опасности не экспериментальным способом, а расчетным методом.
В последующем, 12 февраля 2018 года, Министерство в адрес Управления Росприроднадзора повторно направило заявление о подтверждении отнесения видов отходов к конкретным классам опасности и включении их в ФККО и БДО.
23 апреля 2018 года Управлением Росприроднадзора в адрес Министерства направлено уведомление N 0102/11/3749, в котором сообщалось, что при установлении компонентного состава "сетевые фильтры, утратившие потребительские свойства" недопустимо наличие компонентов "черный металл" и провод "изолированный". Необходимо указать химическую природу компонентов "черный металл" и "провод изолированный". Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается: по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений, либо на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В результате чего установлено, что в представленных материалах по виду отходов недостаточно информации, чтобы отнести данный отход к заявленному классу опасности для окружающей среды.
При проверке класса опасности административным ответчиком ФГБУ "ФЦАО" было проверено наличие всех первичных показателей в использованных литературных источниках и обоснованность их применения Министерством в результате чего, при проверке расчета класса опасности вида отходов "сетевые фильтры, утратившие потребительские свойства" ФГБУ "ФЦАО" было установлено, что указанные первичные показатели по компонентам "черный металл" и провод "изолированный" отсутствуют в примененных Министерством литературных источниках.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно сделан вывод о том, что для устранения замечаний, указанных ФГБУ "ФЦАО" по заявке от 12 февраля 2018 года, Министерству было необходимо осуществить новый отбор проб с составлением акта отбора проб и в дальнейшем установить химический и (или) компонентный состава отхода.
Между тем, данное замечание было устранено административным истцом во второй заявке способом изменения акта отбора проб, однако, без непосредственного отбора проб отхода и без указания первичных показателей по компонентам "черный металл" и провод "изолированный".
Также судами установлено, что несоответствие необходимых требований по массе отобранной пробы методикам ПНД 12.1.2.2.2.2.3.3.2-03 и ФР.l.39.2007.03222, выявленное административным ответчиком ФГБУ "ЦФАО" при проверке заявки от 12 февраля 2017 года, при подаче повторной заявки от 12 февраля 2018 года административным истцом устранены не были.
Доводы административного истца являлись предметом рассмотрения нижестоящих судов и сводятся к переоценке исследованных доказательств.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении данного дела судами дана надлежащая оценка объяснениям сторон и собранным по делу доказательствам. При этом суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы административного истца о несоответствии уведомления от 23 апреля 2018 года N 0102/11/3749 требованиям пункта 19 Порядка отклоняются судом кассационной инстанции. Нарушения, указанные административным ответчиком в названном уведомлении, свидетельствуют о недостаточности классификационных признаков для необходимости включения данного вида отходов в ФККО и БДО.
Довод Министерства о нарушении административным ответчиком статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" суд находит несостоятельным по причине изменения административным истцом порядка установления (подтверждения) класса опасности отхода при направлении заявления от 12 февраля 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 30 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи А.Е. Иванов
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.