Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В, Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Правительства Новосибирской области, поступившей 23 октября 2019 года, и кассационной жалобе администрации Новосибирского района Новосибирской области, поступившей 19 ноября 2019 года, на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 июля 2019 года по делу N 2а-699/2019 по административным исковым заявлениям прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах "данные изъяты" и несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Правительству Новосибирской области, администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, объяснения представителя Правительства Новосибирской области Муль Н.В, представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области Литвиновой В.Н, поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в Новосибирский районный суд Новосибирской области с административными исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах "данные изъяты". и несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО3 к Правительству Новосибирской области, администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей совершить определенные действия.
В административном иске, предъявленном в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просит:
признать незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне "адрес" и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам;
обязать Правительство Новосибирской области и администрацию Новосибирского района Новосибирской области организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне "адрес", к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам;
признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации подвоза обучающихся "адрес", проживающих на территории микрорайона "адрес" в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", как учредителя образовательной организации и собственника автомобильной дороги;
обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области и Правительство Новосибирской области обеспечить подвоз обучающихся "адрес", проживающих на территории микрорайона "адрес" в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения".
В административном иске, предъявленном в интересах "данные изъяты". и его несовершеннолетних детей, прокурор просит:
признать незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельного участка N, расположенного по адресу: "адрес" и строительству дорог, подъездных путей к указанному земельному участку, принадлежащему ФИО1;
обязать Правительство Новосибирской области и администрацию Новосибирского района Новосибирской области организовать техническую возможность подключения вышеуказанного земельного участка, принадлежащего ФИО1 к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанному земельному участку.
Определением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 23 января 2019 года выше перечисленные административные исковые заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В обоснование административных исков прокурор указал, что по итогам проведенной прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области дополнительной проверки исполнения требований прокурора района об обеспечении водоснабжения жителей микрорайонов "адрес" и исполнения требований законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям были установлены факты бездействия администрации Новосибирского района Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, выразившиеся в непринятии мер по созданию необходимой для нормальной жизнедеятельности указанных микрорайонов, в том числе земельного участка, принадлежащего ФИО1,, инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализование, газоснабжение, электроснабжение, дороги), а также организации перевозки обучающихся N до микрорайона "адрес" в соответствии с установленными требованиями.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года административное исковое заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области удовлетворено полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 июля 2019 года решение суда первой инстанции от 26 апреля 2019 года отменено в части признания незаконным бездействия Правительства Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по организации подвоза обучающихся N, проживающих на территории микрорайона "адрес" в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и возложения на Правительство Новосибирской области обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подвоз обучающихся N, проживающих на территории микрорайона "адрес" в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении названных требований прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Новосибирской области отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Правительство Новосибирской области и администрация Новосибирского района Новосибирской области в кассационных жалобах просят об отмене решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года и принятии нового об отказе в удовлетворении иска. В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Правительства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области по тем же доводам, которые приведены в обоснование незаконности решения суда первой инстанции, настаивали на отмене в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 июля 2019 года, которым решение суда первой инстанции частично оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Новосибирской области, в основном приводя доводы, аналогичные заявленным ранее в апелляционной жалобе, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по административному спору.
К полномочиям Правительства в сфере оказания социальной поддержки многодетным семьям на территории Новосибирской области, которые определены статьей 5 Закона Новосибирской области от 6 октября 2010 года N 533-03 "О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области", предоставление земельных участков многодетным семьям не относится, правительство не является главным распорядителем бюджетных средств в данной сфере.
Суды не обосновали свои выводы относительно наличия у Правительства Новосибирской области обязанности организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, к инженерной инфраструктуре, не применил законодательство, подлежащее применению.
Суды возложили обязанность по обеспечению муниципальных полномочий на Правительство Новосибирской области, чем нарушили конституционный принцип отделения местного самоуправления от государственной власти.
Вывод судов о том, что Правительство Новосибирской области должно было осуществить контроль и руководство деятельностью органов государственной власти Новосибирской области противоречит требованиям регионального законодательства, согласно которому органы государственной власти являются самостоятельными органами, наделенными специальной компетенцией в установленной сфере. Правительство, принимая участие в создании исполнительных органов власти Новосибирской области, руководство их деятельностью не осуществляет, ответственность за реализацию их полномочий не несет, обладает собственной общей компетенцией.
Согласно распоряжению Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2013 года N 572-рп "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты)" строительство объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, не предусмотрено. Правительство Новосибирской области осуществляет только контроль над исполнением "дорожной карты".
Кроме того, считает, что судами первой и апелляционной инстанции не было принято во внимание то, что сроки исполнения мероприятий "дорожной карты" рассчитаны на период до 2025 год включительно.
Администрация Новосибирского района Новосибирской области, также полагая, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, в кассационной жалобе воспроизводит доводы, ранее приведенные в апелляционной жалобе, указывая на нарушение норм материального права судами, которые произвольно возложили на администрацию района исполнение не предусмотренных законом обязательств.
Вопрос организации в границах Станционного сельсовета газоснабжения населения с 2011 года является вопросом местного значения уровня сельского поселения - Станционного сельсовета, а не Новосибирского муниципального района.
Вопросы организации водоснабжения населения и водоотведения в период с 2011 по 1 января 2017 года также являлись вопросами сельского поселения ? Станционного сельсовета.
Полномочия по организации водоотведения в границах сельсовета Новосибирского района с 1 июля 2017 года в установленном законом порядке переданы Станционному сельсовету, что подтверждается решениями Совета депутатов Новосибирского района и заключенными между органами местного самоуправления района и поселения соглашениями.
К полномочиям Новосибирского района была отнесена только часть вопроса местного значения по организации водоснабжения населения Станционного сельсовета, а именно - строительство сетей водоснабжения в микрорайонах "адрес", при этом не завершение строительства сетей водоснабжения не свидетельствует о незаконном бездействии администрации района. В остальной части вопрос по организации водоснабжения населения является полномочиями Станционного сельсовета.
Суд апелляционной инстанции пришел к неправильным выводам о неисполнении администрацией Новосибирского района отдельных предусмотренных Планами от 31 марта 2013 года и от 24 апреля 2018 года мероприятий создания инженерной инфраструктуры, поскольку такие мероприятия на момент предъявления административного иска были исполнены в части организации водоотведения, в остальной части находились в процессе реализации, своими решениями суды фактически возложили обязанность повторно выполнить указанные мероприятия.
Признавая незаконным бездействие администрации района по непринятию мер по организации подвоза обучающихся N и возложению на администрацию Новосибирского района соответствующей обязанности, сули не приняты во внимание положения части 1 статьи 40 Федерального закона N 273-ФЗ, не учли вступившее в законную силу решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска по делу N 2-272/2019, которым обязанность по завершению строительства автомобильной дороги и приведения её в соответствие с требованиями закона возложена на ПСУ НСО ТУ АД, не учли представленные в дело доказательства того, что предполагаемый маршрут перевозки детей не является безопасным.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неисполнения административными ответчиками, как публичными органами, обязанностей по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям, в том числе семье ФИО1, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования возведенными на них жилыми объектами.
Суд апелляционной инстанции в целом данную позицию поддержал, но, установив, что организации перевозки обучающихся относится к компетенции администрации Новосибирского района, отменил решение суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Правительства Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по организации подвоза обучающихся N, проживающих на территории микрорайона "адрес" и возложения обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение данного мероприятия.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такой позицией.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений на территории Новосибирской области действовал Закон Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" (утратил силу с 1 января 2017 года), статьями 15, 15.1, 15.2 которого предусмотрены случаи и порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. С 1 января 2017 года данные правоотношения урегулированы пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.12.2016 N 112-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области".
Таким образом, определение порядка и случаев предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что земельные участки в микрорайонах "адрес" предоставлялись Правительством Новосибирской области для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность льготным категориям граждан из земель, находящихся в собственности Новосибирской области. Земельные участки расположены в границах населенного пункта "адрес" и имеют вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Земельные участки были предоставлены льготной категории граждан (многодетным семьям) для целей индивидуального жилищного строительства в соответствии с приказами Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 бесплатно предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 1000 кв.м. на основании приказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области N от ДД.ММ.ГГГГ.
31 января 2013 года Губернатором Новосибирской области утвержден план мероприятий создания инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализование, газоснабжение, электроснабжение, дороги). Указанным планом были предусмотрены мероприятия по выполнению проектных работ по инженерным сетям и дорогам, а также строительство инженерных коммуникаций, локальных инженерных объектов и дорог. Строительство магистральных сетей водопровода и канализации было запланировано на август 2013 - июль 2014 года Министерством строительства и ЖКХ Новосибирской области за счет средств субсидий на инженерное обустройство площадок комплексной застройки на территории ФИО7 "адрес". Строительство скважинных водозаборов и станции водоподготовки - Министерством строительства и ЖКХ Новосибирской области совместно с администрацией Новосибирского района и администрацией Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области за счет средств ДЦП "Чистая вода Новосибирской области на 2012-2017 годы", газопровода высокого давления - на средства ДЦП "Развитие газификации территории населенных пунктов Новосибирской области на 2012-2016 годы", срок исполнения август 2013 - июнь 2014 года.
До настоящего времени предусмотренные планом мероприятия, за исключением строительства линии электропередач, не выполнены, а сроки, предусмотренные указанным планом, нарушены.
Администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и администрация Новосибирского района Новосибирской области заявки на участие в целевых программах ДЦП "Чистая вода Новосибирской области на 2012-2017 годы" и ДЦП "Развитие газификации территории населенных пунктов Новосибирской области на 2012-2016 годы" не подавали.
Автомобильная дорога построена частично, введен в эксплуатацию только первый пусковой комплекс строительства автомобильной дороги общего пользования протяженностью 1, 35 км "Автомобильная дорога "Подъезд к "адрес"" в Новосибирском районе. При этом согласно перечню автомобильных дорог общего пользования Новосибирского района указанная автомобильная дорога должна быть протяженностью 4, 2 км, однако строительство дороги, в том числе к земельному участку ФИО1, не осуществляется.
24 апреля 2018 года временно исполняющим обязанности первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области утвержден новый план мероприятий: "Дорожная карта", "Инфраструктурное обустройство микрорайонов "адрес"".
Пунктом 6.1 данного Плана в 2018 году было запланировано строительство части магистрального водопровода и двух скважин, но до настоящего времени работы по строительству так и не начаты. Строительство дороги и межквартальных проездов не осуществляется. Также в новый план не включены мероприятия по строительству газопровода и магистральных сетей канализации. При этом МУП г. Новосибирска "Горводоканал" предоставило технические условия N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ на строительство системы водоотведения малоэтажной жилой застройки микрорайонов "адрес" с точкой подключения в существующем колодце на коллекторе Д-800 мм, со сроком выполнении 2 года, которые также не исполнены.
За длительный период с момента предоставления земельных участков в 2011 году мер по созданию инженерной инфраструктуры и строительству дорог не принято.
На предоставленных земельных участках, в том числе на земельном участке ФИО1, отсутствует возможность подключения к сети водоснабжения, газоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Администрацией Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предлагается жителям микрорайонов "адрес" осуществлять забор воды самостоятельно на скважине при согласовании времени забора воды. При этом от земельного участка ФИО1 до скважины 2 150 м. Кроме того, в соответствии с экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" от ДД.ММ.ГГГГ N, протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N, проба холодной питьевой воды, отобранная из скважины питьевого водоснабжения N, расположенной по адресу: "адрес", по исследованным обобщенным показателям, содержанию вредных химических веществ, не соответствует п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01, в связи с превышением ПДК общей жесткости в 2 раза, нитритов - в 3, 6 раза.
На основании Закона Новосибирской области от 31 января 2017 года N 137-03 "О внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" с 01 июля 2017 года вопросы организации водоснабжения населения в границах поселения обязаны решать органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, полномочия по организации водоснабжения микрорайонов "адрес" закреплены за администрацией Новосибирского района.
До настоящего времени земельные участки, на которых предполагается строительство дорог и сетей водоснабжения из собственности Новосибирской области в собственность Новосибирского района не переданы.
Также при предоставлении земельных участков не осуществлено строительство дорог и подъездных путей к участкам, в том числе к земельному участку ФИО1
В настоящее время дорога "Автомобильная дорога "Подъезд к "адрес"", протяженностью 1, 35 км, согласно перечню автомобильных дорог общего пользования Новосибирского района отнесена к государственной собственности Новосибирской области, однако подвоз обучающихся N, проживающих в микрорайонах "адрес" "адрес", не организован, остановочные павильоны не оборудованы.
Таким образом, из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельных участков до момента обращения административного истца в суд прошло более 7 лет, между тем обязанность публичных органов по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами, не выполнена.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам о незаконном бездействии Правительства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков, требования прокурора подлежали удовлетворению.
С учетом обстоятельств настоящего дела, совокупного содержания части 2 статьи 40 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-03 "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области", определяющих полномочия Правительства Новосибирской области в сфере образования, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанности по организации бесплатной перевозки обучающихся могут быть возложены только на администрацию Новосибирского района Новосибирской области, как учредителя образовательной организации. Наличие или отсутствие права собственности на дорогу не свидетельствует о наличии у Правительства области обязанности по организации бесплатной перевозки детей в образовательное учреждение.
Довод кассационной жалобы администрации Новосибирского района Новосибирской области об отсутствии незаконного бездействия в данной части аналогичен соответствующему доводу апелляционной жалобы, данному доводу судом второй инстанции дана надлежащая оценка и он обоснованно отклонен, поскольку небезопасность предполагаемого маршрута вызвана, в том числе, неисполнением обязательств ответчиками по организации транспортной доступности к земельным участкам, а состоявшееся по другому делу решение суда относительно приведения части дороги в надлежащее состояние иным лицом также не свидетельствует об отсутствии бездействия администрации, не организовавшей до настоящего времени перевозку обучающихся.
В целом доводы кассаторов воспроизводят доводы, приведенные ранее в апелляционных жалобах, и сводятся к тому, что каждый из них является ненадлежащим административным ответчиком по административному спору.
Судом апелляционной инстанции данным доводам дана надлежащая оценка, не требующая дополнительного обсуждения.
Вопреки доводам кассационной жалобы Правительства Новосибирской области суды пришли к обоснованным выводам о допущенном данным органом публичной власти бездействии в части обеспечения земельных участков, предназначенных для оказания государственной поддержки семьи, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
На основе анализа положений статьи 72 Конституции, пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 28 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на дату предоставления в 2011 году земельных участков многодетным семьям, статьи 15.2 действующего в рассматриваемый период времени Закона Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области", статьи 5 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 N 533-03 "О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области", пунктов 12, 13 действовавшего на период предоставления участков Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 22 ноября 2011 года N 495-п, Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года N 372, суды установили, что до настоящего времени законом Новосибирской области не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится организация обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, при этом в полномочия органа государственной власти Новосибирской области, предоставившего земельные участки, как уполномоченного на распоряжение землей, находящейся в собственности субъекта РФ, ? Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, вопросы организации обеспечения
предоставленных земельных участков объектами инфраструктуры также не включены.
Согласно положениям статьи 4 Закона Новосибирской области от 03 марта 2004 года N 168-03 "О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области" Правительство Новосибирской области возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области общей компетенции.
Статьей 45 Устава Новосибирской области (пункт 4 части 2) к полномочиям Правительства Новосибирской области отнесено осуществление общего руководства областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, а также осуществление мер по развитию социальной сферы Новосибирской области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья граждан, организация системы социальной защиты населения и обспечение ее функционирования (пункт 8 части 2).
Как отражено в Определении Конституционного суда РФ от 09.11.2017 N 2516-0, нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципалъных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).
Земельные участки в рамках меры государственной поддержки по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ предоставлялись областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который, как и другие областные исполнительные органы, не уполномочен на организацию обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры.
Высшим органом исполнительной власти в области является Правительство Новосибирской области.
Правительство Новосибирской области распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N N утвердило план мероприятий (дорожную карту) по инфраструктурному обустройству земельных участков, а также соответствующую государственную программу Новосибирской области, которые за длительный период времени так и не были реализованы ответственными исполнителями - областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, определенными Правительством Новосибирской области. При этом мер, направленных на реальное исполнение данных планов и программ, обеспечение выполнения всех запланированных мероприятий в разумные сроки, Правительством области в отношении определенных им самим ответственных лиц, принято не было.
Установив данные обстоятельства, суды пришли к обоснованным выводам, что Правительством Новосибирской области допущено бездействие, приведшее к нарушению прав граждан на реальное получение меры социальной поддержки.
Доводы кассационной жалобы Правительства Новосибирской области об обратном направлены на иное толкование и применение закона и выводов судов не опровергают.
Доводы кассационной жалобы администрации Новосибирского района Новосибирской области также не могут быть приняты во внимание.
Земельные участки, предоставленные в 2011 году многодетным семьям, расположены на территории Новосибирского района Новосибирской области, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел; полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пункте поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
На основании части 3 статьи 14 названного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 1С 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводив, городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании части 4 статьи 14 указанного закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со статьей 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года N 484-03 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области", в редакции, действующей до 1 января 2017 года, вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были закреплены за сельскими поселениями Новосибирской области.
С 31 января 2017 года за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части вопросов организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации), 5-7, 7.2 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам, что с 1 января 2017 года вопросы организации водоснабжения и водоотведения закреплены за администрацией Новосибирского района Новосибирской области.
Поскольку в материалы дела не представлены заключенные в установленном порядке соглашения между администрацией района и Станционным сельсоветом о передаче осуществления полномочий по водоснабжению и водоотведению Станционному сельсовету, ссылки кассатора на не применение судами положений статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ при разрешении спора в части организации водоотведения и водоснабжения на спорной территории о неправильности выводов судов не свидетельствуют и обоснованно были отклонены. Тем более, что наличие соглашений, на которые ссылается заявитель, дает право его участникам требовать от другой стороны их выполнения, однако не освобождает от исполнения взятых обязательств перед третьими лицами и не свидетельствуют о правомерности бездействия административного ответчика. Исходя из содержания приведенных выше согласованных с администрацией Новосибирского района Новосибирской области Планов - дорожных карт администрацией района приняты на себя обязательства, связанные с обеспечением пригодности земельных участков в двух микрорайонах поселка Садовый для тех целей, ради которых происходила их передача, для чего в названных Планах - дорожных картах было предусмотрено соответствующее финансирование из бюджета областного уровня, однако, реальных и своевременных действий администрацией района, на территории которой расположены участки, также не совершено, что свидетельствует о допущенном бездействии.
Оспаривая состоявшиеся по делу судебные акты, авторы кассационных жалоб не учли, что льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административных ответчиков, не подтверждают нарушения судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по сути направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.