Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мамия М.Р, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарина СА к Астраханской таможне о признании приказов незаконными, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, по кассационной жалобе Самарина СА, поступившей с делом 28 октября 2019 года, на решение Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 19 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Самарина С.А, его представителя Гурьянова О.В, представителей ответчика Журавлева С.А, Абдулманапову З.А, судебная коллегия
установила:
Самарин С.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что работал в Астраханской таможне с 16 апреля 1993 года, с 29 июня 2017 года занимал должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N Астраханского таможенного поста. Приказом N-А от 18 апреля 2019 года за нарушение пункта 14 Технологии приема-передачи, распоряжения N-р, неисполнение требований подпунктов 1, 2 пункта 8.3 части 8 должностного регламента СЕТИ ОТО и ТК N Астраханского таможенного поста Астраханской таможни от 10 октября 2018 года N на него наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы из таможенных органов за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в принятии 29 ноября 2018 года транспортного средства международной перевозки не от контролирующего наряда Казахстанской стороны, а от должностного лица ОКВОТ таможни, не уполномоченного на прием указанных транспортных средств и документов к ним, сопровождении указанного транспортного средства из МАПП "Караозек" на Астраханский таможенный пост. На основании приказа N-к от 19 апреля 2019 года он освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы 30 апреля 2019 года по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Основанием для издания приказов послужило заключение служебной проверки от 12 марта 2019 года. Он не согласен с данными приказами, полагает, что они не содержат информации о выполнении соответствующими должностными лицами Астраханской таможни указанных в законе действий и требований, что является необходимым условием осуществления им таможенного сопровождения транспортного средства.
При несоблюдении указанных требований у него отсутствовала обязанность сопровождать транспортное средство международной перевозки, соответственно, он не принимал транспортное средство к таможенному сопровождению и таможенное сопровождение указанного автомобиля не осуществлял. С учетом измененных исковых требований просит признать незаконными указанные приказы, отменить их, восстановить в ранее занимаемой должности, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 37 285 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 19 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований Самарина С.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права, мотивировав доводы тем, что приказ Астраханской таможни N-А от 18 апреля 2019 года и N-К от 19 апреля 2019 года не соответствуют требованиям закона. Приказом Астраханской таможни от 13 февраля 2019 года N проведение служебной проверки поручено специально созданной комиссии в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, окончание служебной проверки повлекло прекращение работы комиссии, поскольку срок полномочий председателя комиссии и ее членов истек, следовательно все действия лиц, а также документы, составленные в результате этих действий, являются незаконными. Суд первой инстанции неверно квалифицировал действия Самарина С.А, как "принятие" транспортного средства международной перевозки, между тем выводы суда в данной части основаны на неверном толковании норм материального права. Выводы судов о сопровождении Самариным С.А. транспортного средства и наличии у него при этом необходимого статуса уполномоченного должностного лица не основаны на материалах дела. Самарин С.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за несоблюдение требований нормативных актов, с которыми он не был ознакомлен работодателем надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав истца Самарина С.А, его представителя Гурьянова О.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ответчика Журавлева С.А, Абдулманапову З.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (статья 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой деятельности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
При рассмотрении дела судом установлено, что Самарин С.А. проходил государственную гражданскую службу в Астраханской таможне в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 2 Астраханского таможенного поста Астраханской таможни.
Пунктом 46 Должностного регламента старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N2 Астраханского таможенного поста от 10 октября 2018 года N закреплена обязанность Самарина С.А. на осуществление таможенного сопровождения товаров и транспортных средств.
Приказом N-А от 18 апреля 2019 года за нарушение пункта 14 Технологии приема-передачи, распоряжения N-р, неисполнение требований подпунктов 1, 2 пункта 8.3 части 8 должностного регламента СГТИ ОТО и ТК N Астраханского таможенного поста Астраханской таможни от 10 октября 2018 года N на Самарина С.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы из таможенных органов за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в принятии ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства международной перевозки не от контролирующего наряда Казахстанской стороны, а от должностного лица ОКВОТ таможни, не уполномоченного на прием указанных транспортных средств и документов к ним, сопровождении указанного транспортного средства из МАПП "Караозек" на Астраханский таможенный пост.
На основании приказа N-к от 19 апреля 2019 года истец освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы 30 апреля 2019 года по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника Астраханской таможни от 13 февраля 2019 г. N-А назначено проведение служебной проверки с целью проверки информации, изложенной представлении Астраханской транспортной прокуратуры от 8 февраля 2019 г. N "Об устранении нарушений таможенного законодательства".
12 марта 2019 г. начальником Астраханской таможни утверждено заключение о результатах служебной проверки, из содержания которого следует, что в ноябре 2018 года в Астраханскую таможню поступило письмо Департамента государственных доходов по Атырауской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года N N о прибытии в МАПП Караозек 29 ноября 2018 года в 4:00 часа автомобильного транспортного средства международной перевозки, перевозящего товары по ТД N. В дальнейшем данное транспортное средство от ТИИ было принято Самариным С.А, доставлено, и помещено им на СВХ ЗТК "Армада" под таможенным наблюдением. 30 ноября 2018 года Самарин С.А. передал все документы заместителю начальника ОТО и ТК N Астраханского таможенного поста для дальнейшей передачи сотрудникам ОКТТ Астраханского таможенного поста.
Сопровождаемое должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан транспортное средство, перевозящее транзитные товары, 29 ноября 2018 года принял СГТИ отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Астраханской таможни (далее - ОКВОТ) Туяков И.И, осуществлявший несение службы в составе мобильной группы вблизи МАПП Караозек. При этом в функции данного отдела совершение операций с товарами, перемещаемыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, не входит, должностными регламентами должностных лиц ОКВОТ совершение действий в отношении сопровождаемых транспортных средств перевозящих транзитные товары, не предусмотрено.
Получить объяснения от СГТИ ОТО и ТКN2 Астраханского таможенного поста Самарина С.А. не представилось возможным в связи с уходом в очередной ежегодный отпуск на период с 23 февраля по 5 апреля 2019 г. включительно на основании приказа Астраханской таможни от 24 января 2019 г. N-км.
С приказом Астраханской таможни от 13 февраля 2019 г. N-А "О проведении служебной проверки" Самарин ознакомлен 8 апреля 2019 г. по выходу из отпуска (л.д.58 том 1). В тот же день у Самарина С.А. отобрано объяснение.
10 апреля 2019 г. на имя начальника Астраханской таможни составлена докладная записка "О дополнении в заключение по проведенной служебной проверке", из содержания которой усматривается, что в ходе изучения указанных в представлении фактов, представленных документов и объяснений, комиссия по проведению служебной проверки пришла к выводу, что старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля N2 Астраханского таможенного поста Самарин С.А. при оформлении актов приема-передачи от 30 ноября 2017 г. и 19 апреля 2018 г. не указал сведения о целостности средств таможенной идентификации, а также инициалы, фамилию должностного лица таможенного органа, принявшего транспортные средства с товарами, время их приема.
Согласно выводам в заключении служебной проверки выявленные нарушения явились следствием ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля N2 Астраханского таможенного поста Самариным С.А. требований "Технологии приема-передачи сопровождаемых автомобильных транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары и документы на них, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", направленная письмом ФТС России от 3 ноября 2011 г. N "О направлении документов", Распоряжения Астраханской таможни от 16 июня 2015 г. N50-р "О применении Технологии приема - передачи сопровождаемых автомобильных транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары и документы на них, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденной 21 сентября 2011 г. руководителями таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан", подпунктов 1, 2 пункта 8.3 части 8 Должностного регламента старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N2 Астраханского таможенного поста Астраханской таможни от 10 октября 2018 г. N, в связи с чем комиссией в заключении предложено применить к нему дисциплинарное взыскание.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормативными положениями законодательства, регулирующими спорные отношения, оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе материалы служебной проверки, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, так как установленное в ходе служебной проверки ненадлежащее исполнение Самариным С.А. своих должностных обязанностей нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. На момент издания приказа от 19 апреля 2019 г. N-к об увольнении у Самарина С.А. имелось два дисциплинарных взыскания: выговор - приказ Астраханской таможни от 10 октября 2018 г. N и замечание - приказ Астраханской таможни от 22 ноября 2018 г. N), заключение служебной проверки по проступку, послужившему основанием для увольнения, было составлено после наложения второго дисциплинарного взыскания.
Также работодателем были соблюдены предусмотренные статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания к гражданским служащим: служебная проверки проведена в установленные сроки, в ходе проверки от Самарина С.А. были получены объяснения по фактам, изложенным в докладной записке начальнику Астраханской таможни от 10 апреля 2019 г, он также был ознакомлен с заключением о результатах служебной проверки, приказом Астраханской таможни от 20 марта 2019 г. N53-А "О результатах служебной проверки", докладной запиской от 10 апреля 2019 г. N "О дополнении в заключение по проведенной служебной проверке" 16 апреля 2019 г. (л.д.146 том 1).
Поскольку увольнение Самарина С.А по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ признано законным, суд правильно отказал в удовлетворении иска в части требований о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств. Между тем суд оценил собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы кассационной жалобы аналогичны тем доводам, которые были заявлены истцом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции им дана соответствующая оценка, с которой судебная коллегия согласна. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 19 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Самарина СА - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.Р. Мамий
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.