Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Сорокина С.В, при секретаре Батищевой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бабичева Петра Ефимовича на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 апреля 2019 года по административному исковому заявлению Бабичева Петра Ефимовича к совету депутатов поселения Марушинское в городе Москве о признании незаконным и об отмене решения о досрочном прекращении полномочий (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-49/2019г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения административного истца Бабичева Петра Ефимовича, представителя административного истца Савостьянова Николая Михайловича, действующего по доверенности N 77 АВ 3894916 от 12 мая 2017 года, выданной на три года, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия, установила:
Бабичев П.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к совету депутатов поселения Марушкинское в городе Москве о признании незаконным решения Совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве от 18 сентября 2017 N 2/53 "О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве П.Е. Бабичева".
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бабичев П.Е. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, апелляционного определения и принятии нового решения об удовлетворении его административного искового заявления. Полагает, что судами при принятии решений допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи кассационного суда от 23 октября 2019 года жалоба передана на рассмотрение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании административный истец Бабичев П.Е. и его представитель Савостьянов Н.М. кассационную жалобу поддержали.
Представитель административного ответчика совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве и заинтересованного лица прокуратуры Новомосковского административного округа города Москвы, будучи своевременно и надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд кассационной инстанции не явились.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1).
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
При этом полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (часть 7.1).
Аналогичное основание для досрочного прекращения полномочий депутата Совета указано в частях 7 и 9 статьи 8 Устава муниципального образования поселение Марушкинское в городе Москве. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Положениями статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. В частности, в соответствии с частью 4 указанной статьи, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 июля 2017 года N 1735-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Проскурякова Ивана Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом "в" пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отметил, что правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; поэтому федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего должность депутата в представительном органе муниципального района, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Таким образом, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Как следует из материалов дела, прокурором Новомосковского административного округа города Москвы на основании задания прокуратуры города Москвы от 20 марта 2017 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в ходе, которой установлено, что депутатом совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве Бабичевым П.Е. представлены недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год - в разделе 1 не указаны полученные в отчетном периоде доходы в виде пенсии, в разделе 3 не указано место нахождение квартиры, площадь, реквизиты договора о передаче квартиры в собственность, сведения о сособственниках квартиры, в разделе 5 не указаны реквизиты договора по приобретению акций ОАО "АвтоВАЗ", отсутствует последний лист с датой их предоставления и подписью; в сведениях за 2015 и 2016 годы не указан уставной капитал и адрес коммерческой организации, доход, полученный от 600 акций коммерческой структуры, документов об отсутствии дохода от акций не приложено.
30 июня 2017 года прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции N 86-1-2017/5394 с требованиями в том числе:
- безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора и принять меры к устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений;
- прекратить досрочно полномочия депутата Совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве П.Е. Бабичева в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
11 сентября 2017 года на основании поступившего представления прокурора по решению совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве было поручено комиссии совета по противодействию коррупции, провести проверку по изложенным фактам нарушения законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Бабичевым П.Е.
15 сентября 2017 года комиссией Совета депутатов поселения Марушкинское по противодействию коррупции по результатам проверки принято решение о рассмотрении 18 сентября 2017 года на заседании Совета депутатов поселения Марушкинское представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с участием прокурора.
18 сентября 2017 года Советом депутатов поселения Марушкинское в г. Москве принято решение N 2/53 о прекращении досрочно полномочий депутата Совета депутатов поселения Марушкинское в г. Москве П.Е. Бабичева, избранного по многомандатному избирательному округу N 1 поселения Марушкинское в г. Москве. Указано, что решение вступает в силу со дня принятия.
Суды первой и апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные положения законов, пришли к обоснованному выводу о законности решения Совета депутатов поселения Марушкинское в г. Москве о досрочном прекращении полномочий депутата П.Е. Бабичева.
Факт предоставления Бабичевым П.Е. неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 и 2016 годы установлен в ходе проведенной прокурором проверки, не оспаривался им в письменных объяснениях. В связи с чем, имелись основания для принятия решения советом о прекращении полномочий депутата.
Нельзя согласиться и с доводами административного истца в той части, что допущенные нарушения носят несущественный характер и не могли служить основанием для прекращения его полномочий, поскольку они противоречат положениям статьи 40 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оспариваемое решение принято советом в пределах полномочий, нарушений процедуры принятия решения в соответствии с регламентом Совета депутатов поселения Марушкинское, утвержденного решением совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве от 16 октября 2013 года N 2/2 и Уставом поселения Марушкинское судами не установлено. Бабичев П.Е. лично принимал участие в заседании совета 18 сентября 2017 года, решение о прекращении полномочий депутата Бабичева П.Е. принято большинством голосов.
Доводы кассационной жалобы административного истца, по сути, повторяют его позицию при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях. Всем доводам судами дана соответствующая оценка, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Суды правильно указали, что в соответствии со статьями 21, 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" у прокурора имелись полномочия на проведение проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции и внесении представления о рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата у административного истца. Судами не установлено нарушение срока принятия оспариваемого решения о прекращении полномочий депутата, кроме того данный срок не является пресекательным.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию автора с оценкой доказательств данной судами. Между тем оценка доказательствам дана в соответствии со статьей 84 КАС РФ, несогласие с оценкой не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления принято при правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ для отмены состоявшихся по делу решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бабичева Петра Ефимовича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.