Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Лосевой Е.А. на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 11 сентября 2019 г, которым отказано в удовлетворении требований, заявленных в интересах майора Лазарева Сергея Викторовича, о признании незаконными действий главнокомандующего Воздушно-космическими силами (далее - ВКС) и аттестационной комиссии войсковой части N, связанных с порядком проведения в отношении истца аттестации и досрочным увольнением его с военной службы.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа подполковника юстиции Горевого А.А, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
на основании вступившего в законную силу постановления судьи Астраханского гарнизонного военного суда от 12 марта 2019 г. Лазарев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 12.26 КоАП Российской Федерации (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
13 марта 2019 г. аттестационная комиссия войсковой части N приняла решение (протокол N 19) ходатайствовать о досрочном увольнении Лазарева С.В. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Приказом главнокомандующего ВКС от 20 июня 2019 г. N 106
Лазарев С.В. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Лазарев С.В. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение аттестационной комиссии, а также приказ об увольнении его с военной службы незаконными, обязать названных должностных лиц их отменить, восстановить его на военной службе, обеспечив положенными видами довольствия.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что судом не дано надлежащей оценки законности и обоснованности проведения в отношении Лазарева С.В. аттестации и досрочного увольнения его с военной службы. Дисциплинарного проступка, порочащего честь военнослужащего и исключающего дальнейшее прохождение военной службы, истец не совершал, условия контракта о прохождении военной службы не нарушал, добросовестно исполнял возложенные на него обязанности военной службы.
Представитель считает, что привлечение Лазарева С.В. к административной ответственности за административное правонарушение исключало его дисциплинарную ответственность. К тому же совершенный истцом проступок не повлиял на исполнение им служебных обязанностей, поскольку был совершен во внеслужебное время, не на территории воинской части и не привел к негативным последствиям.
Автор жалобы выражает несогласие с выводом суда о соблюдении командованием порядка проведения аттестации, поскольку заседание аттестационной комиссии проведено формально, отзыв в аттестационном листе составлен не в полном объеме. Аттестационный лист в аттестационную комиссию воинской части своевременно (не позднее, чем за две недели до проведения аттестации) представлен не был. В аттестационном листе и выписке из протокола заседания аттестационной комиссии не указана статья, по которой истец подлежал досрочному увольнению с военной службы. Кроме того, с аттестационным листом Лазарев С.В. был ознакомлен только 24 июля 2019 г.
По мнению представителя, при наличии у военнослужащего нескольких оснований для увольнения с военной службы он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению. Поскольку командование не организовало надлежащее проведение аттестации и не направило Лазарева С.В. для прохождения военно-врачебной комиссии с целью определения степени его годности к военной службе, досрочное увольнение истца по указанному основанию является преждевременным.
Кроме того, представитель командования ввел суд в заблуждение, указав, что истец до настоящего времени не исключен из списков личного состава воинской части, хотя Лазарев С.В. исключен из указанных списков 25 августа 2019 г.
В письменных возражениях военный прокурор Каспийской флотилии и представитель главнокомандующего ВКС просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно статье 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к числу общих обязанностей военнослужащего относится строгое соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, воинской дисциплины.
В соответствии с пунктом 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в качестве условий контракта о прохождении военной службы предусмотрена обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что Лазарев С.В. совершил административное правонарушение, что было установлено вступившим в законную силу постановлением судьи Астраханского гарнизонного военного суда от 12 марта 2019 г.
Факт совершения Лазаревым С.В. административного правонарушения, выразившегося в невыполнении требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, свидетельствует о нарушении им общих обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, что само по себе могло явиться основанием для досрочного увольнения его с военной службы.
В силу подпункта "в" п. 2 ст. 51 указанного Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпункта "в" п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
В пункте 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы указано, что для увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, может быть дано заключение аттестационной комиссии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, что может выражаться, в частности, в совершении административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях, его досрочное увольнение с военной службы возможно по результатам аттестации.
Такая правовая позиция изложена и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. N 6-П.
Совершение административным истцом вышеуказанного административного правонарушения, за которое он был привлечен к административной ответственности, послужило основанием для проведения его аттестации.
1 марта 2019 г. начальником отделения - старшим инженером-испытателем научно-испытательного отдела войсковой части N майором П.В. был составлен аттестационный лист, содержащий отзыв об исполнении Лазаревым С.В. общих, должностных и специальных обязанностей, отражен факт и изложены обстоятельства совершения им административного правонарушения, а также предложено рассмотреть на заседании аттестационной комиссии вопрос о досрочном увольнении его с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Вопреки утверждению в жалобе с аттестационным листом Лазарев С.В. был ознакомлен 5 марта 2019 г, о чем имеется его подпись.
По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия войсковой части N, принимая во внимание не только факт совершенного Лазаревым С.В. административного правонарушения, но и другие данные, характеризующие его служебную деятельность, пришла к обоснованному выводу о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. В связи с этим 13 марта 2019 г. комиссией было принято решение (протокол N 19) ходатайствовать перед командованием о досрочном увольнении его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
На заседании аттестационной комиссии Лазарев С.В. присутствовал, ему была предоставлена возможность выразить свое отношение к отзыву, содержащемуся в аттестационном листе, он имел возможность представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявить о своем несогласии с отзывом. Однако истец не сообщил каких-либо дополнительных сведений и не просил времени для подготовки и представления иных документов.
Каких-либо нарушений Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444, влекущих признание решения аттестационной комиссии незаконным, при проведении аттестации Лазарева С.В. командованием не допущено.
Поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у аттестационной комиссии войсковой части N имелись основания для дачи заключения о невыполнении Лазаревым С.В. условий контракта о прохождении военной службы.
Привлечение Лазарева С.В. к административной ответственности не исключало возможности его досрочного увольнения с военной службы в аттестационном порядке в связи с невыполнением условий контракта, то есть как лица, переставшего удовлетворять требованиям, предъявляемым к нему законодательством о военной службе, поскольку такое увольнение не является дисциплинарным взысканием.
Главнокомандующий ВКС пришел к обоснованному выводу о том, что Лазарев С.В. перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в связи с чем в пределах предоставленных ему полномочий правомерно издал приказ от 20 июня 2019 г. N 106 о досрочном увольнении истца с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Нарушений процедуры увольнения, влекущих отмену оспариваемого приказа, командованием не допущено.
Перед изданием данного приказа командованием соблюдена процедура, установленная пунктом 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В частности, с Лазаревым С.В. проведена индивидуальная беседа, в ходе которой он выразил свое отношение к предстоящему увольнению с военной службы.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении требований истца.
Ненаправление Лазарева С.В. на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией также не может являться основанием для восстановления его на военной службе, поскольку при увольнении с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта он не имеет права выбора основания увольнения.
Что же касается утверждения представителя о том, что истец с 25 августа 2019 г. исключен из списков личного состава воинской части, то оно не ставит под сомнение вывод суда о законности его досрочного увольнения с военной службы по указанному основанию. Поскольку приказ об исключении из списков личного состава воинской части истцом не оспаривался, оснований для оценки его законности у суда не имелось.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 11 сентября
2019 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Лазарева Сергея Викторовича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.