Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А, судей: Уланова А.Е, Зинюшина Н.Н, с участием помощника судьи Давлетовой Т.М, административного истца, представителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации и начальника 17 Управления данной службы Жогиной Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-534/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 сентября 2019 года, которым частично удовлетворён административный иск бывшего военнослужащего 17 Управления ФСБ России (далее - управление) "данные изъяты" запаса Лаврентьева ФИО9 об оспаривании действий ФСБ России, связанных с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, объяснения представителя административных ответчиков в обоснование апелляционной жалобы и административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лаврентьев, с апреля 2008 года являющийся участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), в марте 2018 года признан ограниченно годным к военной службе.
На основании рапорта административного истца от 11 января 2019 года он, достигший общей продолжительности военной службы более 15 лет, приказом руководителя Службы организационно-кадровой работы ФСБ России от 6 марта 2019 года N N уволен с военной службы по состоянию здоровья, а приказом начальника управления от 19 марта 2019 года N N исключён из списков личного состава управления с 21 марта этого же года.
В связи с исключением из списков личного состава управления с 21 марта 2019 года, Лаврентьев с указанной даты исключён из реестра участников НИС.
В заявлении от 27 марта 2019 года административный истец просил начальника управления о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - дополнительные средства).
По данному обращению Лаврентьева управлением проведена проверка, по результатам которой его начальником 12 апреля 2019 года принято решение о выплате административному истцу дополнительных средств в размере 1 221 046 рублей 87 коп, о чём в его адрес 16 апреля этого же года направлено сообщение, а днём ранее, то есть 15 апреля, в Управление капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России (далее - УКС) направлена заявка о потребности в выделении дополнительных средств Лаврентьеву.
Поскольку на 2019 год лимиты бюджетных обязательств на выплату военнослужащим ФСБ России дополнительных средств были израсходованы, то на открытый в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счёт управления денежные средства из УКС не зачислялись. При этом 29 марта 2019 года Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России в Минфин России направило обращение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели, которые Минфином поддержаны не были.
Таким образом, поскольку дополнительные средства не были перечислены Лаврентьеву в установленный законом срок, он обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать с ФСБ России в его пользу дополнительные средства в размере 1 221 046 рублей 87 коп.
Кроме того, он просил взыскать с административного ответчика в счёт возмещения морального вреда 100 000 рублей; в счёт судебных издержек по оплате услуг представителя - 100 000 рублей; за пользование причитающимися ему денежными средствами за каждый день просрочки взыскать 315 рублей 44 коп, а в счёт возмещения убытков, понесённых им в связи с оплатой ежемесячных платежей по кредитному договору для приобретения жилого помещения, заключённому 25 мая 2012 года с банком Зенит, взыскать 126 779 рублей 11 коп.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил частично.
Действия управления, связанные с невыплатой дополнительных средств, суд признал незаконными, обязав управление их выплатить Лаврентьеву в размере 1 221 046 рублей 87 коп.
Кроме того, с управления в пользу административного истца судом взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей, а также по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе Лаврентьеву в удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 4 и 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686, утвердившего Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила), указывает, что выплата спорных денежных средств осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение военнослужащих жильём и выделенных соответствующему органу исполнительной власти.
В этой связи отмечает, что поскольку с 1 января 2019 года дополнительные средства не поступали из УКС на счёт управления, а в силу вышеприведённых положений управление не обладает полномочиями по самостоятельной выплате военнослужащим данных средств, то при таких обстоятельствах управление лишено было возможности выплатить административному истцу причитающиеся ему дополнительные средства.
Считает, что без внимания суда первой инстанции остались обстоятельства, связанные с тем, что в порядке реализации жилищных прав Лаврентьева в УКС и Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России управлением были направлены запросы на выделение дополнительных средств, а в марте 2019 года ФСБ России в Минфин России направила обращение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели, которые Минфином поддержаны не были.
Полагает, что при вышеуказанных обстоятельствах обязанность по погашению образовавшейся перед административным истцом задолженности должна быть возложена на соответствующий финансовый орган, которым является Минфин России.
Обращает внимание на то, что, несмотря на заключённый между Лаврентьевым и его представителем Багашевым А.А. договор поручения на совершение юридических услуг от 19 июля 2019 года, оснований для частичного возмещения административному истцу издержек по оплате услуг данного представителя (расписка об оплате от 19 июля 2019 года) не имелось, поскольку в ходе подготовки дела к разбирательству в судебном заседании и в самом судебном заседании 11 сентября 2019 года Лаврентьев заявлял об отсутствии у него представителя.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС, в том числе осуществляется посредством выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Дополнительные средства, как следует из ч. 2 ст. 4 и ст. 10 Закона, выплачиваются участникам НИС, уволенным с военной службы по состоянию здоровья и имеющим общую продолжительность военной службы от 10 до 20 лет.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника НИС.
Порядок организации работы по выплате участникам НИС дополнительных средств в соответствии с п. 11 Правил определяется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка организации в органах федеральной службы безопасности работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Порядок), утверждённого приказом ФСБ России от 9 марта 2017 года N 132, определено, что заявление о выплате дополнительных средств участник НИС подаёт в 3-месячный срок со дня исключения из списков личного состава органов безопасности.
Согласно п. 5 Порядка руководитель, начальник органа безопасности организует работу по проверке сведений, содержащихся в этом заявлении и прилагаемых к нему документах. По результатам проверки решение о выплате либо об отказе в выплате руководителем, начальником органа безопасности принимается в срок не более 5 рабочих дней со дня подачи заявления, о чём в письменной форме уведомляется участник НИС.
В силу п. 9 и 10 Порядка в течение 3 рабочих дней после принятия решения о выплате дополнительных средств руководитель, начальник органа безопасности направляет в УКС заявку о потребности в дополнительных средствах. УКС обобщает полученные сведения и в течение месяца со дня поступления указанной заявки в пределах лимитов бюджетных обязательств на указанные цели представляет руководителю Службы обеспечения деятельности ФСБ России на утверждение распределение дополнительных денежных средств и направляет его в Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России.
При этом на основании п. 11 Порядка для обеспечения выплаты дополнительных средств органы безопасности направляют в УКС сведения о потребности в денежных средствах, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, на основании которых УКС формирует потребность в дополнительных денежных средствах на указанную выплату.
Выплата дополнительных денежных средств производится в безналичном порядке один раз за весь период прохождения военной службы по последнему месту прохождения военной службы участником НИС (п. 14 Порядка).
Исходя из вышеизложенного, на руководителя, начальника органа безопасности, где проходил военную службу участник НИС, возлагается обязанность организовать работу по проверке сведений, содержащихся в заявлении участника НИС на выплату дополнительных средств, по результатам которой в срок не более 5 рабочих дней со дня подачи данного заявления принять решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных средств. В случае положительного решения в течение 3 рабочих дней после принятия этого решения истребовать из УКС ассигнования на производство дополнительных средств.
На основании вышеприведённого суд первой инстанции, обоснованно указав в обжалуемом решение на то, что ненадлежащее финансирование не может являться основанием для нарушения прав Лаврентьева, пришёл к правильному выводу о том, что начальником управления были нарушены жилищные права административного истца на получение в 3-месячный срок дополнительных средств со дня поступления в управление его заявления, а поэтому его требование о выплате дополнительных средств правомерно было удовлетворено.
При этом, как следует из материалов дела, решение по заявлению Лаврентьева от 27 марта 2019 года, в котором он просил о выплате дополнительных средств, начальником управления было принято только 12 апреля 2019 года, то есть не в установленный для его принятия срок.
Определяя размер подлежащих возмещению административному истцу издержек в сумме 4 000 рублей, перечень которых установлен ст.106 КАС РФ и исчерпывающим не является, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, верно руководствуясь разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", пришёл к обоснованному выводу о том, что данные расходы подлежат возмещению Лаврентьеву в силу того, что они понесены им в связи с оплатой заключённого между ним и гражданином Багашевым А.А. возмездного договора на совершение юридических услуг от 19 июля 2019 года, в рамках исполнения которого последний, несмотря на то, что он не участвовал в разбирательстве дела, составил административному истцу административное исковое заявление, два письменных ходатайства, а также возражения на доводы административного ответчика.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм материального права, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 11 сентября 2019 года по административному иску Лаврентьева ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Жогиной Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.