Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Кочергиной Т.В., Дементьевой Е.И., при ведении протокола помощником Ничипоренко А.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе представителя истца Раструбиной Н.М. по доверенности Бибикова А.Л. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 октября 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Раструбиной Н*М* к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании за многодетной матерью право на получение компенсационной выплаты, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, как многодетной семье, имеющей в составе ребенка-инвалида, отказать, УСТАНОВИЛА:
Раструбина Н.М. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на получение компенсационной выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является многодетной матерью, в составе семьи которой имеется ребенок-инвалид. С 30 сентября 2014 года семья истца была принята на учет на получение садового участка, в связи с чем 04 сентября 2018 года истец обратилась к ответчику по вопросу его предоставления. Однако 27 сентября 2018 года истцом был получен ответ о том, что в настоящее время предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве не осуществляется, вместо этого многодетным семьям оказываются иные меры социальной поддержки, в том числе компенсационные выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность. С учетом изложенного истец просила суд признать за ней право на получение компенсационной выплаты, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, как многодетной семье, имеющей в составе ребенка-инвалида.
Истец Раструбина Н.М, а также ее представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, с ходатайством об отложении слушания не обращался, представил письменные возражения на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Раструбиной Н.М. по доверенности Бибиков А.Л.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Раструбиной Н.М, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Мусина Д.И, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, истец Раструбина Н.М. является многодетной матерью, имеет в составе семьи ребенка-инвалида, зарегистрирована по месту жительства по адресу***.
04 сентября 2018 года истец обратилась в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка, как многодетной семье, имеющей в составе ребенка-инвалида.
На указанное обращение Департаментом городского имущества г..Москвы письмом NДГИ-ГР-41702/18-1 от 27 сентября 2018 года было разъяснено, что любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике, между тем, в городе Москве имеется ограниченное количество земельных участков, свободных от прав третьих лиц, с необходимым разрешенным использованием в целях возможного предоставления для индивидуального жилищного строительства возможность обеспечить равные условия при реализации права бесплатного приобретения соответствующих земельных участков отсутствует. В соответствии со ст.ст. 80, 83 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", в городе Москве все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в городе Москве не имеется. Как также сообщено заявителю в письме, ранее регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществлялись органами местного самоуправления отдельно в целях формирования персонального состава членов садоводческих и дачных некоммерческих объединений, однако в настоящее время префектуры административных округов города Москвы в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2013 года N 76-ПП прекратили осуществление ранее возложенных на них полномочий по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на согласованных земельных участках.
Принимая во внимание ограничения, по имеющемуся земельному фонду на территории Московской и сопредельных с ней областей, приобретенному за счет средств города Москвы, предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков, а также прием новых заявлений на предоставление таких земельных участков в настоящее время не осуществляется. Дополнительно Департамент городского имущества г..Москвы также разъяснил, что в настоящее время взамен предоставления земельных участков в собственность бесплатно для приобретения или строительства жилых помещений постановлением Правительства Москвы от 31 июля 2018 года N 864-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 мая 2016 года N 271-ПП" установлен порядок предоставления многодетным семьям компенсационных выплат.
Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда г.Москвы от 29 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Раструбиной Н.М. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как многодетной семье, имеющей в составе ребенка-инвалида, было отказано.
Разрешая требования Раструбиной Н.М. о признании за ней права на получение компенсационной выплаты взамен предоставления земельного участка, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.
Как предусмотрено п.6 ст. 39.5 ЗК РФ, п редоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании решения уполномоченного органа осуществляется для граждан, имеющих трех и более детей, в случае и в порядке, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Так, в настоящее время в субъекте Российской Федерации - городе Москве какой-либо отдельный порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, региональным законодательством не установлен.
Вместе с этим постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2016 года N 271-ПП утверждён Порядок предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - Порядок), который определяет условия и процедуру предоставления жителям города Москвы, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (п.1.1).
Согласно п. 1.2 названного Порядка ж ителям города Москвы, указанным в пункте 1.1, компенсационная выплата предоставляется на основании их заявления о предоставлении компенсационной выплаты в Департамент городского имущества города Москвы.
При этом в соответствии с п.1.3 Порядка форма такого заявления утверждается Департаментом, к заявлению также прилагается перечень документов, приведенный в п. 2.1 Порядка.
В силу п. 1.4 Порядка в качестве заявителей выступают жители города Москвы, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и состоящие на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие члены их семьи, состоящие на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, в ходе его рассмотрения истцом не представлено доказательств того, что ее семья в установленном законом порядке признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий или нуждающейся в предоставлении жилых помещений и состоит на жилищном учете.
Ссылка в апелляционной жалобе на карточку Управы района Кузьминки г.Москвы с записью о подаче 30 сентября 2014 года заявления N 50 по вопросу постановки на очередь на садовый участок, факт принятия семьи истца уполномоченным органом на жилищный учет не подтверждает.
Более того, каких-либо доказательств того, что истец обращалась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением по вопросу предоставления ей компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления земельного участка в собственность, в материалах дела также не имеется.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит нарушенное право.
Между тем, в предоставлении компенсационной выплаты Департамент городского имущества г.Москвы истцу не отказывал.
Таким образом, установив отсутствие со стороны Департамента городского имущества г.Москвы нарушений жилищных прав истца, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска, поскольку вопрос предоставления компенсационных выплат многодетным семьям взамен предоставления земельного участка отнесен к компетенции уполномоченного на то органа исполнительной власти субъекта, а суд не вправе подменять собой их деятельность и принимать решения по вопросам их ведения.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полной исследовал обстоятельства по делу, изложенные в решении выводы суда первой инстанции не противоречат собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Раструбиной Н.М. по доверенности Бибикова А.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.