Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Грибовой Е.Н., Васильевой Е.В., при ведении протокола помощникомСолдатовой И.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С., дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Ильина А.В. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 июня 2019года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны РФ, командиру войсковой части *** о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Обязать МО РФ в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оборудование зданий (сооружений) войсковой части *** с инв. NN 2, 3, 10, 10, 14, 14 А, 14 Б, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 24-30, 32, 80, 81, 84 и 88 автоматизированной пожарной сигнализацией.
Обязать командира войсковой части *** обеспечить допуск установленным порядком представителей сторонних организаций для проведения необходимых работ на территории воинской части, УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ к Министерству обороны РФ, командиру войсковой части *** о понуждении к совершению определенных действий.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения общих осмотров в 2017 и 2018 годах комиссией в составе представителей войсковой части ***, ЖКС ЖК(Э)О N 1/4 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Балтийскому флоту, а также контрольной проверки 306 военной прокуратурой гарнизона зданий (сооружений) войсковой части ***, выявлено, что здания с инв. NN 2, 3, 10, 14, 14А, 14Б, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 24-30, 32, 80, 81, 84 и 88, входящие в состав казарменно-жилищного фонда Министерства обороны России и предназначенные для проживания в них военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Минобороны России, а также для хранения вооружения, военной техники, иного имущества МО РФ, в нарушение требований действующего законодательства автоматической пожарной сигнализацией не оборудованы. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что техническое состояние зданий (в отсутствие сигнализации) не обеспечивает их безопасную эксплуатацию, представляет реальную угрозу жизни и здоровья военнослужащих и иных граждан. Поскольку до настоящего времени мер по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией рассматриваемых зданий в соответствии с многочисленными письмами и заявками командования войсковой части *** не предпринято, истец просил суд обязать Министерство обороны РФ в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оборудование зданий (сооружений) войсковой части *** с инв. NN 2, 3, 10, 14, 14А, 14Б, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 24-30, 32, 80, 81, 84 и 88 автоматической пожарной сигнализацией, обязать командира войсковой части *** обеспечить допуск установленным порядком представителей сторонних организаций для проведения необходимых работ на территории воинской части.
В судебное заседание суда первой инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Министерства обороны РФпо доверенности Ильин А.В.
Представитель истца заместителя военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона по доверенности Макрушина А.В. в заседание судебной коллегии явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом
Проверив письменные материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что п роведенными в 2017 и 2018 годах общими осмотрами зданий (сооружений) войсковой части *** комиссией в составе представителей войсковой части ***, ЖКС ЖК(Э)О N 1/4 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Балтийскому флоту, выявлено неудовлетворительное состояние зданий с инв. NN 2, 3, 10, 14, 14А, 14Б, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 24-30, 32, 80, 81, 84, 88, и необходимость их оборудования автоматической пожарной сигнализацией.
Данные обстоятельства также следуют из справки специалиста ГУ МЧС России по Калининградской области от 13 июня 2018 года, согласно которой вышеуказанные объекты недвижимого имущества автоматической пожарной сигнализацией не оборудованы.
В ходе проведения 306 военной прокуратурой гарнизона контрольной проверки выявлено, что данные нарушения действующего законодательства по пожарной безопасности до настоящего времени не устранены.
Как предусмотрено ч. 3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или ступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных ст. 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Статьей 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Разрешая спор, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в силу вышеприведенных норм материального права обязанность по оснащению объектов системами пожарной сигнализации возложена на собственников данных объектов.
Таким образом, учитывая, чтов нарушение требований закона здания (сооружения) войсковой части *** с инв. NN 2, 3, 10, 14, 14А, 14Б, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 24-30, 32, 80, 81, 84 и 88 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по устранению данного нарушения на Министерство обороны РФ, которое является собственником имущества Вооруженных Сил РФ иглавным распорядителем бюджетных средств.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяется на вышеуказанные здания (сооружения) войсковой части ***, судебная коллегия находит необоснованными, так как каких-либо доказательств в подтверждение данных доводов ответчиком не представлено.
Иных доводов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции и могли послужить основанием для отмены постановленного решения апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ по доверенности Ильина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.