Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Коневой С.И, Лукьянченко В.В, при секретаре Бабашкиной З.А, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Бизюковой Д.С. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 июля 2019 года по административному делу N 2а-293/2019 по административному исковому заявлению Бизюковой Д.С. к судебному приставу-исполнителю Гагаринского ОСП УФССП России по Москве о признании постановления незаконным, УСТАНОВИЛА:
Бизюкова Д.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по Москве от 29.03.2019 года о расчете задолженности по алиментам.
В обоснование доводов указала, что является взыскателем по исполнительному производству по взысканию с Пашкова М.Л. алиментов.
В соответствии с оспариваемым постановлением был произведен расчет задолженности по алиментам исходя из размера МРОТ, равного 4 330 рублей.
Считает, что расчет был произведен неверно, поскольку судебным приставом-исполнителем неправильно определен размер МРОТ.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, поддержанной в заседании судебной коллегии, Бизюкова Д.С. просит об отмене решения суда, поскольку считает, что судом были неправильно применены нормы материального права, в связи с чем выводы суда об отсутствии необходимости индексации алиментов являются необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное применение норм материального права. Такие основания по данному делу имеются.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 21.01.2010 года с Пашкова М.Л. в пользу Бизюковой Д.С. взысканы алименты на содержание сына в размере 4 МРОТ ежемесячно, начиная с 21.01.2010 года и до совершеннолетия ребенка.
14.12.2017 года судебным приставом-исполнителем МО по ВАП N 1 УФССП России по Москве в отношении Пашкова М.Л. было возбуждено исполнительное производство N 69540/17/77048-ИП по взысканию с него алиментов в пользу Бизюковой Д.С.
26.02.2018 года исполнительное производство было передано в Гагаринский ОСП УФССП России по Москве и ему присвоен N 10890/18/77006-ИП.
29.03.2019 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, в соответствии с которым задолженность за период с 01.04.2018 года по 31.03.2019 года отсутствует; переплата по алиментам по состоянию на 01.04.2019 года составляет 244 707 рублей.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что размер МРОТ определен судебным приставом-исполнителем верно, а в решении суда о взыскании алиментов не установлено обязанности производить индексацию алиментов.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными и несоответствующими нормам материального права.
Так, согласно положениям ч. 2 ст. 113 Семейного кодекса РФ в их совокупности с положениями ч. 2 ст. 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229 "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Статьей 117 Семейного кодекса РФ (в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ) было установлено, что индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда (часть 1). В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда (часть 2).
В соответствии со ст. 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ), при повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель и лица, указанные в ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
Таким образом, индексация алиментов за период по 30 ноября 2011 года должна производиться пропорционально росту МРОТ.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ в ст. 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 117 Семейного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
С 1 декабря 2011 года в соответствии с положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" индексация алиментов должна производиться пропорционально величине прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте.
При этом как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 года N 1417-О индексация является гарантией обеспечения прав ребенка. При этом использование величины прожиточного минимума для целей индексации размера алиментов с учетом требования п. 2 ст. 83 Семейного кодекса РФ направлено на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений, сохранение как получателю, так и плательщику алиментов необходимого уровня жизни (Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2014 года N 634-О).
Также в указанном определении Конституционного Суда РФ разъяснено, что законоположения, в силу прямого указания которых размер подлежащих уплате алиментных платежей, присужденных в твердой сумме, подлежит индексации с ростом величины прожиточного минимума или увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда (до 30 ноября 2011 года) вне зависимости от специального указания на то в судебном решении, не могут рассматриваться как неопределенные.
Таким образом, в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ алименты взыскиваются в долевом отношении к заработку лица, обязанного платить алименты. При повышении минимального размера оплаты труда повышается заработная плата этого лица, следовательно, увеличивается сумма выплачиваемых алиментов. Поскольку лица, получающие алименты в долевом отношении от заработной платы плательщика алиментов, и лица, получающие алименты в твердой денежной сумме, должны быть в равной мере защищены от инфляции, при индексации сумм алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, должен применяться минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на момент расчета задолженности. При этом сама индексация должна производится судебным приставом-исполнителем в силу прямого указания закона в не зависимости от указания на необходимость такой индексации в решении суда.
Следовательно, индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме исходя из кратности к минимальному размеру оплаты труда, должна была быть проиндексирована без обращения взыскателя в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда по 30 ноября 2011 года - пропорционально росту МРОТ, а с 1 декабря 2011 года - пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты.
Поскольку индексация алиментов за период с 01.04.2018 года по 31.03.2019 года произведена судебным приставом-исполнителем исходя из минимального размера оплаты труда без учета величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в г. Москве, то есть судебным приставом-исполнителем был применен закон, утративший силу (ч. 1 ст. 117 Семейного кодекса РФ и ч. 1 ст. 102 Закона об исполнительном производстве в редакции до 30 ноября 2011 года), то оспариваемый расчет алиментов является неправильным, а оспариваемое постановление от 29.03.2019 года не может быть признано законным.
Суд первой инстанции, признавая законным постановление судебного пристава-исполнителя не учел вышеуказанные обстоятельства неверно применив положения Семейного кодекса РФ, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным постановления от 29.03.2019 года о расчете задолженности по алиментам.
При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ с целью восстановления прав административного истца, судебная коллегия считает необходимым возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность произвести расчет задолженности по алиментам в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 июля 2019 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по Москве от 29.03.2019 года о расчете задолженности по алиментам.
Возложить на судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по Москве обязанность произвести расчет задолженности по алиментам в соответствии с действующим законодательством.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.