Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГУП Центр "Звездный" К*** Д.Е. на постановление главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России на территориях г.Москвы и Московской области А** И.Л. N*** от 15 июля 2019 года, решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 10 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ФГУП Центр "Звездный", УСТАНОВИЛ
15 июля 2019 года начальником отдела специализированного надзора за химической (радиационной) безопасностью и условиями труда Межрегионального управления N170 ФМБА России К** А.С. в отношении ФГУП Центр "Звездный" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России на территориях г.Москвы и Московской области А** И.Л. N*** от 15 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 10 октября 2019 года, ФГУП Центр "Звездный" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В настоящей жалобе защитник ФГУП Центр "Звездный" К*** Д.Е. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений, указывая на нарушение процедуры привлечения ФГУП Центр "Звездный" к административной ответственности, ввиду не извещения надлежащим образом законного представителя ФГУП Центр "Звездный" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, составления протокола и рассмотрения дела с участием представителя ФГУП Центр "Звездный" по доверенности Р*** А.В, не обладающего полномочиями на представление интересов предприятия в ходе производства по делу об административном правонарушении и не являющегося законным представителем предприятия, что повлекло нарушение права на защиту ФГУП Центр "Звездный".
В судебном заседании защитник ФГУП Центр "Звездный" К*** Д.Е. жалобу поддержал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Административная ответственность по 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999г. N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003г. N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами.
В соответствии с п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу ст.25 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ 1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999г. в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно ст.32 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.1.5 "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001г. (далее - СП 1.1.1058-01. 1.1.), ю ридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п.2.1 СП 1.1.1058-01. 1.1. производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 15 июля 2019 года в 12 час. 00 мин. Межрегиональным управлением N 170 Федерального медико-биологического агентства проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства ФГУП Центр "Звездный" по адресу: ***, в ходе которой выявлены нарушения санитарных правил, а именно:
- не представлены сведения, позволяющие провести сверку количества подлежащих к утилизации люминесцентных ламп, так как у предприятия отсутствует проект обращения с отходами, в котором определяются периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия и установленные лимиты накопления промышленных отходов, что является нарушением ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". Содержание накопленных ламп, которые относятся к I классу опасности, проводятся с нарушением санитарных норм: лампы содержатся в контейнерах не герметично: отсутствует крышка или чехол, что является нарушением п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" ;
- офисные помещения предприятия функционируют без лабораторного контроля физических факторов на рабочих местах. Отсутствует программа производственного контроля, что является нарушением ст. 24, 25, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.5 и п. 2.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Факт административного правонарушения и виновность ФГУП Центр"Звездный" в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно : протоколом об административном правонарушении; актом проверки от 15.07.2019г. N **; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 11.06.2019г. N **; проверочным листом; выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Оценив названные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ФГУП Центр "Звездный" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Доказательства невозможности исполнения ФГУП Центр "Звездный" санитарно-эпидемиологических требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии виновности предприятия во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С тавить под сомнение достоверность сведений о событии и обстоятельствах совершения ФГУП Центр "Звездный" правонарушения, изложенных в собранных по делу доказательствах, оснований не имеется. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица административного органа, судьи районного суда о доказанности виновности ФГУП Центр "Звездный" в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Довод о нарушении процедуры привлечения ФГУП Центр "Звездный" к административной ответственности, ввиду составления протокола и рассмотрения дела в отсутствие законного представителя предприятия, с участием представителя ФГУП Центр "Звездный" по доверенности Р*** А.В, не обладающего полномочиями на представление интересов предприятия в ходе производства по делу об административном правонарушении и не являющегося законным представителем предприятия, что повлекло нарушение права на защиту ФГУП Центр "Звездный", был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен по мотивам приведенным в решении.
Оснований не согласиться с выводом судьи о соблюдении должностным лицом административного органа процедуры привлечения ФГУП Центр "Звездный" к административной ответственности не имеется, ввиду следующего.
Статья 48 Конституции РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Из системного толкования ч. 1 ст. 25.1 и ч.ч. 1, 2 ст. 25.5 КоАП РФ следует, что в целях реализации гарантий права лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Из разъяснений, содержащихся в п. 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 следует, что при применении ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. 2 и 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Из материалов настоящего дела усматривается, что будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела, законный представитель предприятия обеспечил явку в административный орган защитника - советника генерального директора ФГУП Центр "Звездный" Р*** А.В, действовавшего на основании доверенности, выданной 28 декабря 2018 года ФГУП Центр "Звездный" (л.д.91), предоставляющей правомочия по представлению интересов ФГУП Центр "Звездный" по всем вопросам его деятельности, в том числе по подписанию документов, соответствующей требованиям ч.3 ст.53 ГПК РФ. В ходе производства по делу об административном правонарушении допущенный к участию в деле защитник Р** А.В. пользовался всеми правами, предусмотренными ст.ст.25.4, 25.5 КоАП РФ, копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении защитнику вручены, что подтверждается собственноручной подписью Р*** А.В. в соответствующей графе протокола и в постановлении (л.д.20, 95).
Таким образом, нарушения права на защиту ФГУП Центр "Звездный" в ходе производства по настоящему делу допущено не было. Ссылка защитника в судебном заседании Московского городского суда на имевшее место внесение Приказом ФГУП Центр "Звездный" от 06 марта 2019г. N41 изменений в приказ ФГУП Центр "Звездный" от 18.12.2018г. N273 "Об организации работы с поступающими (входящими) документами, касающихся утверждения единственного адреса корпоративной электронной почты ФГУП Центр "Звездный" для приема документов от внешних корреспондентов, законность привлечения предприятия к административной ответственности не опровергает.
Административное наказание ФГУП Центр "Звездный" назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, степени общественной опасности, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, установленный КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России на территориях г.Москвы и Московской области А** И.Л. N*** от 15 июля 2019 года, решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 10 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ФГУП Центр "Звездный" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.