Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Автолайн СВ" Погодина А.С. и дополнение к жалобе защитника Козленко Н.М. на постановление заместителя начальника МАДИ N ***033 от 14 августа 2019 года, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Автолайн СВ", УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника МАДИ N ***033 от 14 августа 2019 года ООО "Автолайн СВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 17 октября 2019 года указанное постановление должностного лица МАДИ оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "Автолайн СВ" - без удовлетворения.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Автолайн СВ" Погодин А.С. и защитник Козленко Н.М. просят постановление должностного лица административного органа и решение суда отменить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения.
Законный представитель ООО "Автолайн СВ" надлежащим образом извещен о времени месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника Козленко Н.М, которая в суде второй инстанции доводы жалоб полностью поддержала.
Представитель МАДИ по доверенности Лаврова Е.А. в судебном заседании возрождала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения на жалобу, полагая постановленные акты о привлечении ООО "Автолайн СВ" законными и обоснованными, а факт совершения Обществом вмененного правонарушения доказанным материалами дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав объяснения защитника Козленко Н.М, представителя МАДИ Лавровой Е.А, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых актов и прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
В силу статьи 5 данного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона установлен запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н.
Таким образом, на работников, выполняющих трудовую функцию, связанную с управлением транспортными средствами, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
Должностным лицом МАДИ и судом первой инстанции установлено, что 14 июня 2019 года в 11 час. 10 мин. по адресу: ***, выявлено невыполнение ООО "Автолайн СВ" п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выразившееся в нарушении требований предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***, при осуществлении планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси, а именно: в путевом листе стоит печать иной организации, в части номера ОГРН.
Указанные действия ООО "Автолайн СВ" квалифицированы по ч. 2 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Принимая обжалуемое постановление, административный орган указал, что факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Автолайн СВ" подтверждены доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом планового (рейдового) осмотра, распоряжением, актом результатов планового (рейдового) осмотра, протоколом ареста на транспортное средство, актом приема передачи, определением о возбуждении дела и проведения административного расследования, иными материалами дела, достоверность и допустимость которых сомнений у должностного лица не вызвали.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья первой инстанции исходил из того, что владельцем данного транспортного средства является ООО "Автолайн СВ", которое и было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст.12.31.1 КоАП РФ, п ри этом, доводы жалобы о том, что организацией фактически предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, выходящих на линию проводится, а также о том, что в путевом листе такси имеется отметка о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителя с подписью медицинского работника, суд нашел несостоятельными, поскольку совокупность исследованных судом доказательств, по мнению судьи, не позволяла сделать вывод о том, что предрейсовый технический контроль автомобиля фактически проводился.
Между тем, с приведенными выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки представленных заявителем в обоснование своих доводов доказательств, приобщенных к материалам дела.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как усматривается из материалов дела 14 июня 2019 года в 11 час. 10 мин. по адресу: ****, должностными лицами МАДИ выявлено невыполнение ООО "Автолайн СВ" п. 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выразившееся в нарушении требований предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***, при осуществлении планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси. К указанному выводу административный орган пришел в связи с тем, что в путевом листе стоит печать иной организации (на печати указан номер ОГРН, не принадлежащий ООО "Автолайн СВ").
В жалобе, поданной в районный суд, законный представитель организации указал, что предрейсовый медицинский осмотр водителя транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***, проводился, организацией заключен договор от 07 ноября 2018 года N * на оказание медицинских услуг с ООО "***", имеющим соответствующую лицензию, ведется журнал предрейсовых медицинских осмотров, журнал учета путевых листов.
В подтверждение доводов ООО "Автолайн СВ" в материалы дела защитником были представлены путевой лист N *** за 14 июня 2019 года автомобиля "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***, используемого в качестве такси, с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителя с подписью ответственного лица - медицинского работника Б.О.В, журнал учета путевых листов; журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров водителей; договор от 07 ноября 2018 года N * на оказание медицинских услуг с ООО "***", лицензия ООО "***" N *** от 06 октября 2010 г. на медицинскую деятельность, уведомление ООО "***" об оказании услуг по медицинскому договору.
Суд отмечает, что в представленном заявителем путевом листе N ** за 14 июня 2019 г. в графе "м.п. организации" стоит оттиск печати ООО "Автолайн СВ" с указанием ОГРН ***, тогда как согласно выписке из ЕГРЮЛ организации, размещенного на сайте ФНС России, ОГРН данной организации - ***. Вместе с тем данное обстоятельство необоснованно квалифицировано административным органом как нарушение организацией требований проведения предрейсового медицинского осмотра воителя транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак ***.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - приказ Минтранса России N 152).
В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.
Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: 1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица; 2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
Сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; 3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку; 5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
В силу пунктов 12, 16 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н (далее - Приказ N 835н), по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Таким образом, размещение на путевом листе иных сведений, не может быть расценено как нарушение ООО "Автолайн СВ" предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства.
Так, при изучении путевого листа N *** от 14 июня 2019 года следует, что в правом верхнем углу имеются указанные в приказе N 152 обязательные сведения о владельце транспортного средства, в том числе основной регистрационный номер юридического лица, позволяющие достоверно установить владельца транспортного средства - ООО "Автолайн СВ", ИНН ***, ОГРН ***, форма по ***.
Также в указанном путевом листе имеется предусмотренная Приказом N 152 информация о транспортном средстве и соответствующая требованию Приказа N 835н информация о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителя и отметка в виде штампа "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен 14.06.2019 в 06 час. 31 мин. с подписью медицинского работника Б.О.В.".
А поэтому, суд второй инстанции приходит к выводу, что в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих факт надлежащего исполнения ООО "Автолайн СВ" требований п. 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", соблюдения требований проведения предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства марки "ХЕНДЭ ГРАНД СТАРЕКС", государственный регистрационный знак *** в юридически значимый период.
Оснований не доверять представленным защитником документам у суда не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных выше обстоятельствах, постановление административного органа, а также решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника МАДИ N ***033 от 14 августа 2019 года, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Автолайн СВ", - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.