Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Захарцева Виктора Анатольевича на постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 15 ноября 2019 г., которым отказано в удовлетворении заявления Захарцева В.А. о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в Центре временного содержания иностранных граждан УВМ ГУ МВД России по Москве, прекращении исполнительного производства, освобождения из Центра содержания иностранных граждан УВМ ГУ МВД России по Москве, УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 03 августа 2018 г. Захарцев В. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
К Захарцеву В.А. применено содержание в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве, постановлено содержать его в указанном учреждении до вступления постановления о выдворении в законную силу и до административного выдворения за пределы РФ.
Решением судьи Московского городского суда от 20 августа 2018 г. постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 03 августа 2018 г. в отношении Захарцева В. А. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 03 декабря 2018 г. постановление и решение по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Захарцева В.А. изменены, из числа доказательств исключены устные показания представителя инспекции 4 ОП УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве, данные им в судебном заседании в суде первой инстанции 03 августа 2018 г.
В остальной части постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 03 августа 2018 г. и решение судьи Московского городского суда от 20 августа 2018 г. оставлены без изменения, жалоба защитника без удовлетворения.
05 ноября 2019 г. Захарцев В.А. обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в Центре временного содержания иностранных граждан УВМ ГУ МВД России по Москве, прекращении исполнительного производства, освобождения из ЦВСИГ ГУ МВД России по Москве.
Постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 15 ноября 2019 г. в удовлетворении указанного заявления о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания ЦВСИГ ГУ МВД России и др. отказано.
Указанное постановление по доводам поданной жалобы обжалует Захарцев В.А. со ссылкой на то, что, по его мнению, при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства и требования закона, последний является лицом без гражданства, неправомерно и длительно находится в ЦВСИГ, что нарушает его право на свободу, на территории РФ проживает его мать и сын, не учтена ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении 14-П от 23 мая 2017 г.
Захарцев В.А. находящийся в ЦВСИГ УВМ ГУ МВД России по Москве, в судебное заседание не доставлялся, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела по жалобе не просил, оснований для его непосредственного участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не усматриваю, с учетом доводов жалобы считаю возможным рассмотреть жалобу в порядке п.2 ст.25.1 КоАП РФ, в присутствии защитника Захарцева В.А. -Солодовой Я.В, поддержавшей доводы жалобы в полном объеме.
Другие заинтересованные в разрешении вопросов лица не явились, извещены, препятствий для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании в соответствии с ч.2 ст.31.8 КоАП РФ не имеется.
Изучив материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, выслушав защитника Солодову Я.В, прихожу к следующему.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пункт 12 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ), и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 27.19 КоАП РФ).
Согласно чч.1, 2, 4, 5 ст.35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации 30 декабря 2013 года N 1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, пунктом 11 которых установлено, что иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в комнатах, норма санитарной площади которых составляет не менее 6 кв. метров на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей - не менее 4, 5 кв. метра на 1 человека, помещение для размещения семьи имеет площадь не менее 15 кв. метров, в комнатах иностранные граждане обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями (матрац, подушка и одеяло).
В силу ст.31.7 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу; течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г.Мсхиладзе" положения указанных статей КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
В связи с этим, Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Таким образом, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, может применяться судьей при назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и состоит во временном лишении этих лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в таком специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Ее использование в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначено указанное административное наказание, - при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела, в ЦВСИГ ГУ МВД России по Москве Захарцев В.А. пребывает на основании вступившего в законную силу постановления судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 03 августа 2018 г, измененного постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 03 декабря 2018 г.
19 сентября 2018 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по административному выдворению возбуждено исполнительное производство в отношении Захарцева В.А.
В связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность последнего, и позволяющих определить его гражданскую принадлежность, компетентными должностными лицами направлены запросы, в том числе, для определения гражданской принадлежности последнего.
Согласно письму Посольства Республики Молдова в Российской Федерации от 05 февраля 2019 г. в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве, Захарцев Виктор, 30 марта 1977 г.р, документами национальной паспортной системы Республики Молдова не документирован (л.д.213).
Судебным приставом-исполнителем в адрес начальника ЦВСИГ ГУ МВД России по Москве направлялись запросы с просьбой принять меры по определению государства выезда иностранного гражданина Захарцева В.А. и оформлению документов, необходимых для выезда из РФ.
Были направлены ответы Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Москве о принятии необходимых мер по определению государства выезда иностранного гражданина или лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для выезда из РФ.
В настоящее время исполнительное производство не окончено и не прекращено, сведений об отсутствии фактической возможности исполнения постановления судьи районного суда об административном выдворении Захарцева В.А. в ближайшее время за пределы Российской Федерации в материалах дела не имеется.
При этом, вопреки доводам жалобы, тот факт, что в рамках исполнительного производства было установлено отсутствие у заявителя гражданства Республики Молдова, само по себе не является основанием для его освобождения из ЦВСИГ ГУ МВД России по Москве, так как не исключает возможность исполнения постановления в части выдворения его из Российской Федерации, и из вышеприведенного Постановления Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 года N14-П иной вывод не следует.
По буквальному смыслу ч.1 ст.27.19, ч.1 ст.31.9 КоАП РФ, продолжительность нахождения указанных лиц в специальном учреждении обусловливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном ст.109.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Поскольку обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения вопроса о прекращении исполнения постановления судьи Мещанского районного суда Москвы от 15 ноября 2019 г. исполнительного производства N ***, возбужденного 18 сентября 2018 г, об освобождении заявителя от дальнейшего пребывания в ЦВСИГ ГУ МВД России по Москве фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении Захарцева В.А. за пределы Российской Федерации, не выявлено, основания для его содержания в специальном учреждении сохраняются, реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена, а также принимая во внимание характер совершенного последним административного правонарушения, предшествующее поведение данного лица, длительное время пребывающего на территории Российской Федерации без документов, удостоверяющих личность, не предпринимавшего мер к легализации своего положения, дающего достаточные основания полагать, что он может скрыться или уклониться от исполнения судебного постановления в части выдворения его за пределы Российской Федерации, отсутствие постоянного места жительства и работы, оснований для прекращения дальнейшего содержания Захарцева В.А. в ЦВСИГ ГУ МВД России по Москве не усматривается.
Доводы жалобы проверялись и своего подтверждения не нашли.
Ссылка на ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сама по себе, иного вывода по делу не влечет, поскольку как следует из материалов дела, в том числе, распоряжения Управления опеки и попечительства по Ленинскому муниципальному району Московской области от 02 сентября 2013 г. N 319-р, Чикина О.В. лишена родительских прав в отношении Чикина Д.В. вступившим в законную силу решением Лыткаринского городского суда Московской области от 03 августа 2010 г, опекуном ребенка является Захарцева Т.Н.
Допрошенная в судебном заседании 20 августа 2018 г. Московского городского суда в качестве свидетеля З*** Т.Н, предупрежденная об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ под роспись, пояснила, что Захарцев В.А. является ее сыном, отцом Чикина Д.В, 29 января 2005 г. Гражданство РФ Захарцев В.А. не получал. Чикин В.А. около 15 лет назад потерял паспорт гражданина Молдовы, брак с Чикиной О.В. не заключал, после лишения биологической матери родительских прав в отношении несовершеннолетнего Чикина Д.В. ребенок находился детском доме, после чего З***Т.Н. оформила над внуком опеку. Пояснила, что у Захарцева В.А. не было документов для указания его в качестве отца ребенка в свидетельстве о рождении. Последний не имел возможности заботиться о ребенке после лишения матери родительских прав, ребенок находился в детском доме.
Таким образом, оснований для вывода о том, что между Захарцевым В.А. и Чикиным Д.В, *** г.р, установились устойчивые и доверительные родственные отношения, отец заботится о сыне, участвует в его жизни, принимает активное участие в его воспитании, несет соответствующие расходы, не имеется. В жалобе в Московский городской суд такие сведения не приведены.
Утратив около 15 лет назад (л.д. 5) документы, не подав в течение указанного срока заявление об их утрате в соответствующий орган, Захарецев В.А. грубо нарушил миграционное законодательство РФ.
Согласно сведениям бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина Захарцева В.А, последний имеет гражданство Республики Молдова, женат, временно не работает, цель приезда в РФ - работа, ф.и.о. супруги, ребенка не назвал (л.д. 6), о семейных отношениях с сыном не сообщал.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Вместе с тем имеются основания для их изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.12, 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 15 ноября 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявления Захарцева В.А. о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в Центре временного содержания иностранных граждан УВМ ГУ МВД России по Москве, прекращении исполнительного производства, освобождения из Центра содержания иностранных граждан УВМ ГУ МВД России по Москве, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.