Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АО "Архитектура Финансов" Маркина А.В. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 октября 2019 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении АО "Архитектура Финансов", УСТАНОВИЛ:
18 сентября 2019 года ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней отдела контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" в отношении АО "Архитектура Финансов" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 октября 2019 года АО "Архитектура Финансов" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением судьи, директор АО "Архитектура Финансов" Маркин А.В. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит об его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, а также указывает на ненадлежащее извещение Общества о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебное заседание законный представитель АО "Архитектура Финансов" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие законного представителя АО "Архитектура Финансов".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с примечанием 2 к данной норме, за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.
Объективная сторона указанных административных правонарушений выражается в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, на основании распоряжения N *** от 09 августа 2019 года начальника Государственной инспекции пробирного надзора по г. Москве и Московской области ФКУ "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" в период времени с 20 августа 2019 года по 18 сентября 2019 года была проведена проверка в отношении АО "Архитектура Финансов", в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
- в нарушение пункта 2 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденного приказом федеральной службы по финансовому мониторингу от 03 августа 2010 года N 203 (далее - Положение, утвержденное приказом от 03 августа 2010 года N 203) в АО "Архитектура Финансов" не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- в нарушение пункта 8 Положения, утвержденного приказом от 03 августа 2010 N 203, обучение в форме дополнительного инструктажа в АО "Архитектура Финансов" при вступлении в силу новых и изменений действующих нормативных правовых актов российской Федерации: Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 года N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителя клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"; Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц" от 27 декабря 2018 года N 565-ФЗ и разъяснений Росфинмониторинга в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: информационное письмо Росфинмониторинга от 04 декабря 2018 года N 57 "О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах"; информационное письмо Росфинмониторинга от 06 февраля 2019 года N 58 "О временном порядке применения статьи 7.5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; информационное сообщение Росфинмониторинга от 15 февраля 2019 года "Об изменении требований законодательства о *** в части идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев"; информационное письмо Росфинмониторинга от 01 марта 2019 годаN 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков *** организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями" не проводилось;
- в нарушение пункта 10 Положения, утвержденного приказом от 03 августа 2010 года N 203, главный бухгалтер АО "Архитектура Финансов" Е.С.В. не прошла обучение в форме целевого инструктажа;
- в нарушение пункта 12 Положения, утвержденного приказом от 03 августа 2010 года N 203, директор АО "Архитектура Финансов" М.А.В. не прошел обучение в форме повышения уровня знаний;
- в нарушение пункта 2 "Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года N 667 (далее - Требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года
N 667) в правила внутреннего контроля АО "Архитектура Финансов" не внесены изменения, предусмотренные: Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о действиях в случае устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган; Федеральным законом от 23 апреля 2018 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения" о противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения, в перечень операций, подлежащих обязательному контролю, в программы по замораживанию (блокированию) денежных средств иного имущества, приостановлению операций, идентификации; Приказом Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 года N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" в программы идентификации, изучения и оценки рисков;
- в нарушение пункта 19.1 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года N 667 в программу выявления операций правил внутреннего контроля АО "Архитектура Финансов" не включен перечень критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу для выявления операций в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности организации и её клиентов;
- в нарушение подпункта "а" пункта 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 N 667 в АО "Архитектура Финансов" внутренние проверки выполнения правил внутреннего контроля, требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не проводились;
- в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ) в АО "Архитектура Финансов" идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя при продаже изделий из драгоценных металлов не проводилась;
- в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ, АО "Архитектура Финансов" не осуществляло проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не информировало о результатах такой проверки Федеральную службу по финансовому мониторингу;
- в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ, АО "Архитектура Финансов" не представило в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а именно:
в рамках договора купли-продажи инвестиционных монет от 03 октября 2018 года N АФБП-000386, заключенного с ООО КБ "***" (ИНН 7703004072), АО "Архитектура Финансов" получило денежные средства за инвестиционные монеты из золота по платежному документу N 1567 от 08 октября 2018 года в сумме 606 700 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 11 октября 2018 года); в рамках договора купли-продажи инвестиционных монет от 18 октября 2018 года N ***, заключенного с ООО "***" (ИНН ***), АО "Архитектура Финансов" получило денежные средства за инвестиционные монеты из золота по платежному документу N 56 от 17 октября 2018 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 22 октября 2018 года); в рамках договоров купли-продажи инвестиционных монет от 07 ноября 2018 года N ***, от 28 ноября 2018 года N ***, от 03 декабря 2018 года N ***, от 07 декабря 2018 года N ***, от 19 декабря 2018 года N ***, от 16 января 2019 года N ***, от 29 января 2019 года N ***, от 14 февраля 2019 года N ***, от 27 февраля 2019 года N ***, от 19 марта 2019 года N ***, от 26 марта 2019 года N ***, от 20 июня 2019 года N ***, заключенных с ООО "***" (ИНН ***), АО "Архитектура Финансов" получило денежные средства за инвестиционные монеты из золота по платежным документам N 198 от 26 ноября 2018 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 ноября 2018 года), N 203 от 28 ноября 2018 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 03 декабря 2018 года), N 226 от 07 декабря 2018 в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 12 декабря 2018 года), N 238 от 18 декабря 2018 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 21 декабря 2018 года, N 6 от 15 января 2019 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить
в Росфинмониторинг не позднее 18 января 2019 года), N 13 от 28 января 2019 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 31 января 2019 года, N 34 от 13 февраля 2019 в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 18 февраля 2019 года), N 38 от 26 февраля 2019 в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 01 марта 2019 года), N 52 от 18 марта 2019 года в сумме 1 211 050рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 21 марта 2019 года), N 53 от 25 марта 2019 в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 28 марта 2019 года), N 187 от 18 июня 2019 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 21 июня 2019 года); передало инвестиционные монеты из золота по товарной накладной N 155 от 20 июня 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 25 июня 2019 года); в рамках договоров купли-продажи инвестиционных монет от 02 августа 2019 N *** от 14 августа 2019 N ***, заключенных с ООО "***" (ИНН N ***), АО "Архитектура Финансов" получило денежные средства за инвестиционные монеты из золота по платежному документу N 445 от 12 августа 2019 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 15 августа 2019 года); передало инвестиционные монеты из золота по товарным накладным N 174 от 02 августа 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 07 августа 2019 года), N 179 от 14 августа 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 19 августа 2019 года); в рамках договоров купли-продажи инвестиционных монет от 04 декабря 2018 года N ***, от 19 декабря 2018 года N ***, от 16 января 2019 года N ***,
заключенного с ООО КБ "***" (ИНН ***), АО "Архитектура Финансов" получило денежные средства за монеты из драгоценных металлов иностранных государств по платежным документам N 706 от 03 декабря 2018 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 06 декабря 2018 года), N 571 от 17 декабря 2018 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 20 декабря 2018 года), N 494 от 16 января 2019 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 21 января 2019 года); в рамках договора купли-продажи инвестиционных монет от 14 декабря 2018 года N ***, заключенного с ООО "***" (ИНН ***), АО "Архитектура Финансов" получило денежные средства за инвестиционные монеты из золота по платежным документам N 44 от 14 декабря 2018 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 19 декабря 2018 года), N 49 от 17 декабря 2018 года в сумме 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 20 декабря 2018 года); АО "Архитектура Финансов" осуществило продажу физическим лицам инвестиционных монет из драгоценных металлов за наличный расчет: кассовый чек N 9 от 09 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 14 января 2019 года), кассовый чек N 1 от 11 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 16 января 2019 года), кассовый чек N 1 от 14 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 17 января 2019 года), кассовый чек N 1 от 17 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 22 января 2019 года), кассовый чек N 2 от 18 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не
позднее 23 января 2019 года), кассовый чек N 2 от 22 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 25 января 2019 года), кассовый чек N 3 от 22 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 25 января 2019 года), кассовый чек N 2 от 24 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 января 2019 года), кассовый чек N 5 от 25 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 30 января 2019 года), кассовый чек N 1 от 29 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 01 февраля 2019 года), кассовый чек N 3 от 30 января 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 04 февраля 2019 года), кассовый чек N 1 от 04 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 07 февраля 2019 года), кассовый чек N 7 от 06 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 11 февраля 2019 года), кассовый чек N 1 от 12 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 15 февраля 2019 года), кассовый чек N 1 от 15 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 20 февраля 2019 года), кассовый чек N 5 от 15 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 20 февраля 2019 года), кассовый чек N 10 от 18 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 21 февраля 2019 года), кассовый чек N 4 от 20 февраля 2019 года на сумму 1 274 000 рублей (сообщение об операции
следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 25 февраля 2019 года), кассовый чек N 3 от 21 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 26 февраля 2019 года), кассовый чек N 6 от 22 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 27 февраля 2019 года), кассовый чек N 3 от 26 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 01 марта 2019 года), кассовый чек N 1 от 28 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 05 марта 2019 года), кассовый чек N 3 от 28 февраля 2019 года на сумму 1 256 500 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 05 марта 2019 года), кассовый чек N 2 от 28 февраля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 05 марта 2019 года), кассовый чек N 1 от 05 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 11 марта 2019 года), кассовый чек N 1 от 07 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 13 марта 2019 года), кассовый чек N 1 от 12 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 15 марта 2019 года), кассовый чек N 6 от 13 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 18 марта 2019 года), кассовый чек N 2 от 18 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 21 марта 2019 года), кассовый чек N 4 от 18 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 21 марта 2019 года), кассовый чек N 2 от 20 марта 2019 на сумму 0 рублей (сообщение об
операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 25 марта 2019 года), кассовый чек N 3 от 20 марта 2019 на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 25 марта 2019 года, кассовый чек N 4 от 20 марта 2019 на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 25 марта 2019), кассовый чек N 5 от 22 марта 2019 на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 27 марта 2019 года), кассовый чек N 2 от 26 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 3 от 26 марта 2019 года на сумму 9 695 000 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 4 от 26 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года, кассовый чек N 5 от 26 марта 2019 года на сумму 9 695 000 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 6 от 26 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 7 от 26 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 8 от 26 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 9 от 26 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 11 от 26 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 14 от 26 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции
следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 29 марта 2019 года), кассовый чек N 2 от 28 марта 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 02 апреля 2019 года, кассовый чек N 1 от 01 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 04 апреля 2019 года), кассовый чек N 4 от 04 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 09 апреля 2019 года), кассовый чек N 2 от 05 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 09 апреля 2019 года), кассовый чек N 5 от 08 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 11 апреля 2019 года), кассовый чек N 6 от 08 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 11 апреля 2019 года), кассовый чек N 10 от 08 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 11 апреля 2019 года), кассовый чек N 1 от 09 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 12 апреля 2019 года), кассовый чек N 2 от 09 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 12 апреля 2019 года), кассовый чек N 5 от 10 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 15 апреля 2019 года), кассовый чек N 8 от 10 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 15 апреля 201 9 года), кассовый чек N 9 от 10 апреля 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 15 апреля 2019 года), кассовый чек N 1 от 25 апреля 2019 года на сумму 0 рублей
(сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 30 апреля 2019 года), кассовый чек N 1 от 07 мая 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 14 мая 2019 года), кассовый чек N 1 от 23 мая 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 28 мая 2019 года), кассовый-чек N 2 от 23 мая 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 28 мая 2019 года, кассовый чек N 2 от 27 мая 2019 на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 30 мая 2019 года), кассовый чек N 8 от 27 мая 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 30 мая 2019 года), кассовый чек N 11 от 29 мая 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 03 июня 2019 года), кассовый чек N 1 от 17 июня 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 20 июня 2019 года), кассовый чек N 3 от 13 августа 2019 года на сумму 0 рублей (сообщение об операции следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 16 августа 2019 года).
Действия АО "Архитектура Финансов" квалифицированы по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "Архитектура Финансов" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, чья допустимость и достоверность никаких сомнений не вызывает, а именно: протоколом от 18 сентября 2019 года об административном правонарушении; распоряжением от 09 августа 2019 года органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; актом проверки от 18 сентября 2019 года органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя; уведомлением о постановки на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и присвоении ему учетного номера; объяснениями Маркина А.В.; выпиской из ЕГРЮЛ; списком договоров заключенных с АО "Архитектура Финансов" на продажу инвестиционных монет из драгоценных металлов; выпиской по расчетному счету; товарными накладными и иными объективными письменными документами.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины АО "Архитектура Финансов" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях АО "Архитектура Финансов" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "Архитектура Финансов" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Довод жалобы о томё что у Общества отсутствовала обязанность по предоставлению в Росфинмониторинг сведений об операциях с драгоценными металлами, поскольку специальный учет юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами осуществляет Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов РФ, нельзя признать состоятельным.
Вопреки указанному мнению заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Общество относится к числу лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанных в рамках реализации мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предоставлять сведения в органы Федеральной службы по финансовому мониторингу в отношении совершаемых ими операций.
Основанием для привлечения к ответственности послужил, в том числе и факт нарушения Обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", а именно непредставление в уполномоченный орган сведений по операциям купли-продажи драгоценных металлов, подлежащим обязательному контролю, сведения по которым в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлялись.
Факт того, что АО "Архитектура Финансов" включено 28 декабря 2016 года в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями Государственной инспекции пробирного надзора по г. Москве и Московской обрасти N ***, не освобождает Общество от исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".
АО "Архитектура Финансов" осуществляет оптовую торговлю изделий из драгоценных металлов (код ***) и в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" на данную организацию распространяются требования и обязанности, установленные данным законом по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
А п оскольку действия Общества были направлены на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов, указанные операции, сумма которых превышала 600 000 рублей, подлежали обязательному контролю и сведения о них - направлению в соответствующий орган.
При таких обстоятельствах, действия АО "Архитектура Финансов" по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы о нарушении прав юридического лица при рассмотрении административного дела, в том числе, о ненадлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела, несостоятельны.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (пункт 6 Постановления).
В данном случае о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного судьей на 07 октября 2019 года в 11 час. 15 мин, Общество извещалось путем направления судебной повестки заказным письмом (почтовый идентификатор ***) по адресу юридического лица: ***, которое согласно информации официального сайта ФГУП "Почта России" поступило в почтовое отделение получателя 24 сентября 2019 года и 02 октября 2019 года выслано обратно в адрес отправителя за истечением срока (л.д. 208-209).
Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц, указанное юридическое лицо само несет риск неполучения почтовой корреспонденции, направленной по адресу данного лица согласно ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, в связи с наличием в материалах дела достаточных сведений об извещении АО "Архитектура Финансов" о месте и времени рассмотрения дела, не явкой в судебное заседание и отсутствием от Общества ходатайства в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме об отложении судебного заседания по делу, судья правомерно рассмотрел дело в отсутствие законного представителя и (или) защитника АО "Архитектура Финансов", что согласуется с требованием ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении АО "Архитектура Финансов" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 назначено судьей АО "Архитектура Финансов" в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 октября 2019 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении АО "Архитектура Финансов", оставить без изменения, жалобу директора АО "Архитектура Финансов" Маркина А.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.