Судья Московского городского судья Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общероссийской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" по доверенности Ващенко А.В. на постановление заместителя начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N**** от 04 февраля 2019 года, на решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП г.Москвы, в отношении Общероссийской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз", установил:
постановлением заместителя начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N**** от 04 февраля 2019 года Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица, сторона защиты подала на него жалобу в Бабушкинский районный суд г. Москвы, определением судьи которого от 25 февраля 2019 года данная жалоба на рассмотрение по территориальной подсудности направлена в Головинский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 10 июля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник Росохотрыболовсоюза обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда основаны на фотматериале сников фасада здания ассоциации, сделанные стационарной камерой только с одной стороны здания сверху вниз, при этом снимков всего фасада материалы дела не содержат, тогда как в праздничный день 05 декабря 2019 года флаг был вывешен при входе в гостиницу "Охотник"; ни должностным лицом административного органа, ни судьей районного суда не учтено, что фасад здания ассоциации имеет 4 стороны, конструктивные особенности колонны, навесы над входами, тогда как законом разрешено размещение флага на любой части здания; не учтены представленные стороной защиты фотоснимков кронштейнов-флагодержателей, которые не видны средствам фотосъемки; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз", будучи извещённым о времени и месте судебного заседания, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Ващенко А.В.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые решение судьи и постановление должностного лица административного органа законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению по следующим основаниям.
Административная ответственность по ст. 14.5 КоАП г.Москвы наступает за невыполнение обязанности по вывешиванию флага города Москвы в дни государственных праздников Российской Федерации и праздников города Москвы, а также в иных случаях, установленных правовыми актами города Москвы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Пунктами 3.1 - 3.3 Постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N801-ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий" предусмотрено, что вывешивание Государственного флага Российской Федерации и флага города Москвы обеспечивается в праздничные дни и дни мероприятий в соответствии с приложением N2 к настоящему постановлению и осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" и законодательством города Москвы о государственной символике города Москвы. В праздничные дни и дни мероприятий осуществляется единый порядок вывешивания Государственного флага Российской Федерации, флага города Москвы и копии Знамени Победы: монтаж обеспечивается до 18.00 в день, предшествующий праздничному дню и дню мероприятий; демонтаж - до 9.00 на следующий день после даты праздника, дня мероприятий.
В соответствии с п. 3 (1) Приложения N2 к данному постановлению, предусмотрено вывешивание флагов ко Дню воссоединения Крыма с Россией (18 марта).
Также 20 Закона Москвы от 11 июня 2003 года N40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве" определено, что вывешивание Государственного флага Российской Федерации (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации") и флага города Москвы в дни государственных праздников Российской Федерации и праздников города Москвы является обязанностью собственников или владельцев (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином праве) зданий в городе Москве, выполняемой ими за счет собственных средств.
Согласно п.10.24 Правил санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, ответственность за размещение и содержание праздничного оформления возлагается - государственных флагов, флагов Москвы на фасадах зданий, праздничного оформления фасадов и витрин - на управы районов, балансодержателей и арендаторов зданий.
В соответствии с п. 1.5 тех же Правил санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в Москве, с постановлением Правительства Москвы от 06 июля 2016 года N 387-ПП "О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве", порядок организации и осуществления государственного контроля в области благоустройства в городе Москве регулирует деятельность Объединения административно технических инспекций города Москвы по организации и осуществлению государственного контроля в области благоустройства в городе Москве (государственный контроль).
При проведении мониторинга уполномоченные должностные лица Объединения устанавливают текущее состояние объектов (элементов объектов) благоустройства, их соответствие обязательным требованиям. В ходе мониторинга выявляются и фиксируются факты нарушений обязательных требований.
Уполномоченными должностными лицами Объединения, осуществившими мониторинг, составляется рапорт о проведенном визуальном обследовании объектов (элементов благоустройства) с выходом на территорию с указанием в нем выявленных нарушений обязательных требований. Нарушение обязательных требований фиксируется средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами, иными устройствами с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, указанными в утвержденном Объединении перечне средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, используемых уполномоченными должностными лицами Объединения при осуществлении мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства на основании поручения заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N**** от 04 декабря 2018 года в 14.17 час. 05 декабря 2018 года главным инспектором ОАТИ г.Москвы по адресу: г. Москва, Головинское шоссе, дом 1, выявлено, что Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз", являющейся собственником здания, здании, регистрац. N**** от 29 июня 2004 года, в нарушение требований п.п.10.1, 10.24 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, п.п.3.1, 3.3 Постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N801-ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий", не выполнена обязанность по вывешиванию флага города Москвы на фасаде здания в праздничный\памятный день 05 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год), флаг города Москвы отсутствовал, чем соверено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы.
Факт совершения Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются представленными в материалы дела поручением заместителя начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г..Москвы **** от 04 декабря 2018 года года о визуальном обследовании в САО, Головинский район благоустройство и санитарное содержание территории, внешний вид объектов, с выходом на территорию с проведением фотофиксации; рапортом главного инспектора Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г..Москвы от 16 января 2019 года о выявленных нарушениях Росохотрыболовсоюзом требований п.п.10.1, 10.24 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г..Москве, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, п.п.3.1, 3.3 Постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N801-ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий" по адресу: г..Москва, Головинское шоссе, дом 1, по которому ассоциация, будучи балансодержателем здания допустила и не предотвратила факт отсутствия флага города Москвы на фасаде в памятный день 05 декабря 2018 года - День начала контрнаступления советских войск против немецко-факшистских войск в битве под Москвой, флаг отсутсововал; фотоматериалом, которым зафиксировано нежилое здание по данному адресу, с 4-х сторон, на котором отсутствует флаг города Москвы; выпиской из ФГИС ЕГРН; сведениями о характеристиках нежилого здания по адресу: ****, с описаниеме местоположения объекта; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении от 17 января 2019 года в отношении Росохотрыболовсоюза по ст.14.5 КоАП г..Москвы, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, и из которого усматривается, что права привлекаемого к
административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя ассоциации, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола, что подтверждено документально, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства составлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством г.Москвы, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено.
Вопреки утверждениям в жалобе, представленным в материалы дела фотоматериалом, состоящим из 4-х фотоснимков, являющимся приложением к рапорту инспектора от 16 января 2019 года, зафиксировано отсутствие с четырех сторон здания в праздничный\памятный день 05 декабря 2018 года - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) на фасаде нежилого здания по адресу**** собственнкиом которого является Росохотрыболовсоюз, флага города Москвы, что занесено в протокол об административном правонарушении от 17 января 2019 года, и что, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, является допустимым документальным доказательством по настоящему делу, который при рассмотрении жалобы на постановление получили надлежащую оценку судьи районного суда.
При этом, следует отметить, что законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении. Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает.
Установив, что нежилое здание по вышеназванному адресу находится на собственности Росохотрыболовсоюз, в связи с чем на нем лежит обязанность по вывешиванию флага города Москвы в дни государственных праздников Российской Федерации и праздников города Москвы, выполняемой им за счет собственных средств, тогда как в памятный день 05 декабря 2018 года - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) на фасаде указанного нежилого здания отсутствовал флаг города Москвы отсутствовал, что является нарушением требований п.п.10.1, 10.24 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, п.п.3.1, 3.3 Постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2007 года N801-ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий", в действиях Росохотрыболовсоюз содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП г.Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что Росохотрыболовсоюз приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных норм и Правил, исходя из представленных в дело доказательств, у ассоциации имелась возможность для соблюдения законодательства в области благоустройства города Москвы, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но Росохотрыболовсоюзом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о его вине.
Росохотрыболовсоюз, будучи юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Постановление N**** от 04 февраля 2019 года, которым Росохотрыболовсоюз признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит подробное описание события вмененного ассоциации административного правонарушения, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы, в пределах установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в присутствии защитника общества по доверенности Ващенко А.В, которому для сведения вручена копия указанного постановления, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
По смыслу положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Учитывая, что правоотношения в рамках рассматриваемого дела возникают в области благоустройства города и свидетельствуют о высокой степени их общественной опасности, в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований закона, оснований для прекращения производства по настоящему делу ввиду малозначительности административного правонарушения не имеется.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Росохотрыболовсоюза объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемыми постановлением должностного лица и решением судьи, не является основанием к отмене данных актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 14.5 КоАП г. Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству города Москвы, степени общественной опасности, конкретных обстоятельств, соответствует принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.14.5 КоАП г.Москвы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного ассоциации наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу общества, материалы дела не содержат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы N**** от 04 февраля 2019 года, на решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП г.Москвы, в отношении Общероссийской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Ващенко А.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.