Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Пушкаревой Н.В, Конкиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тимиргалиева Азата Ахматзияевича, поданную через суд первой инстанции 24 декабря 2019 г, на решение Советского районного суда г. Томска от 27 июня 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 20 сентября 2019 г, по административному делу N 2а-1771/2019 по административному исковому заявлению Тимиргалиева Азата Ахматзияевича к администрации г. Томска о признании недействующим в части постановления от 25 ноября 2013 г. N 2310-з об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания поселка ИЖС "Наука" в г. Томске.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
25 ноября 2013 г. администрацией г. Томска принято постановление N 2310-з "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания поселка ИЖС "Наука" в г. Томске" (далее также - Постановление N 2310-з).
Постановление N 2310-з опубликовано в выпуске N 54.1 от 28 ноября 2013 года "Сборника официальных материалов муниципального образования "Город Томск", который является приложением к газете "Общественное самоуправление".
Тимиргалиев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признанать недействующим Постановление N 2310-з в части утверждения красной линии на земельном участке с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенном по адресу: "адрес"
В обоснование требований указал, что он является собственником указанного земельного участка с 2015 года. После приобретения земельного участка административному истцу стало известно о том, что в соответствии с оспариваемым постановлением через земельный участок проходит красная линия, отделяющая около 39 % его площади. Установление красной линии влечет ограничение использования земельного участка, чем нарушены его права собственника.
Решением Советского районного суда г. Томска от 27 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 20 сентября 2019 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Тимиргалиев А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошников С.О. полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) установлено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частями 2, 3 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что основная часть проекта планировки территории включает в себя чертежи, на которых отображаются, в том числе красные линии.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 43 ГрК РФ проект межевания включает в себя чертежи межевания, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), к которым относятся, в том числе автомобильные дороги (пункт 10.1 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1.26 части 1 статьи 8, пункта 1.32 части 1 статьи 40 Устава города Томска, принятого решением Думы города Томска от 4 мая 2010 г. N 1475, в городском округе "Город Томск" утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории относится к компетенции администрации г. Томска.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Тимиргалиев А.А. с 20 ноября 2015 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" общей площадью N кв. м.
В соответствии с оспариваемым Постановлением N 2310-з красная линия проходит через указанный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды исходили из того, что Постановление N 2310-з принято уполномоченным органом, процедура проведения публичных слушаний и принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке. Проектом планировки на земельном участке по "адрес". Красные линии установлены для размещения автомобильной дороги. Постановление N 2310-з в части установления красной линий на принадлежащем административному истцу земельном участке не противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и градостроительной документации.
Проанализировав представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что установление красных линий в составе планировки территории обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории. Кроме того, приобретая земельный участок в 2015 году, административный истец имел возможность узнать о наличии красных линий, установленных оспариваемым постановлением в 2013 году.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Тимиргалиева А.А. о том, что установление красных линий препятствует осуществлению его прав, как собственника земельного участка, на основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе требовать устранения нарушений его прав, не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Постановлением N 2310-з красная линия установлена не произвольно, необходимость установления красной линии подтверждается материалами по обоснованию проекта планировки и межевания территории.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Тимиргалиева А.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 27 июня 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 20 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.