Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кожевниковой Л.П, судей Богдевич Н.В, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (N 2-2190/2019) по иску М.О.И. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому району Республики Хакасия о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе М.О.И. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 27 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М.О.И. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому району Республики Хакасия (далее - ОМВД по Алтайскому району) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что с 1 марта 2013 г. по 28 декабря 2018 г. проходил службу в ОМВД России по Алтайскому району в должности полицейского группы охраны и конвоирование подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (далее-ИВС).
Приказом от 28 декабря 2018 г. был уволен со службы по собственному желанию.
Однако в последний день службы ему не была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, не оплачена работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2016, 2017, 2018 годах.
На его обращение о нарушении его права в конце января 2019 года ответчик направил письменный отказ в удовлетворении его требований. Своими неправомерными действиями ответчик причинил ему моральный вред.
Просил суд взыскать с ответчика компенсацию за сверх установленную продолжительность рабочего времени, в том числе за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год в размере 61 361 руб. 60 коп, за 2017 год в размере 61 361 руб. 60 коп, за 2018 год в размере 61 361 руб. 60 коп, а также компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 мая 2019 г. в удовлетворении исковых требований М.О.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 27 августа 2019 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 мая 2019 г. оставлено без изменения.
М.О.И. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 мая 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 27 августа 2019 г. как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что М.О.И. проходил службу в ОМВД России по Алтайскому району в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС в звании старшего сержанта полиции.
Приказом ОМВД России по Алтайскому району от 28 декабря 2018 г. N л/с с М.О.И. расторгнут служебный контракт на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Основанием для увольнения послужил рапорт М.О.И. от 28 ноября 2018 г, представление к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 30 ноября 2018 г.
С приказом ОМВД России по Алтайскому району от 28 декабря 2018 г. N л/с о расторжении служебного контракта М.О.И. был ознакомлен в этот же день.
24 декабря 2018 г. истец обратился в ОМВД России по Алтайскому району с рапортом о выплате денежной компенсации за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени, выходные праздничные дни за период с 2016 года по 2018 год.
Обращение истца рассмотрено 20 января 2019 г, в удовлетворении заявления о выплате денежной компенсации за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени, в выходные праздничные дни за период с 2016 год по 2018 год отказано
Также судом было установлено, что приказом ОМВД России по Алтайскому району от 8 августа 2018 г. N "Об установлении ненормированного служебного дня сотрудникам ОМВД России по Алтайскому району", в том числе М.О.И, установлен ненормированный служебный день.
Приказом ОМВД России по Алтайскому району от 12 марта 2018 г. N л/с (о) М.О.И. с 20 февраля 2018 г. по 16 марта 2018 г. был предоставлен дополнительный отпуск за 2018 год, в том числе за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней за 2018 год, дополнительный отпуск за особый характер службы в количестве 10 календарных дней за 2018 год.
Установлено, что с 28 ноября 2018 г. по 29 ноября 2018 г. истцу были предоставлены дополнительные дни отдыха в счет ранее отработанного времени на основании поданного им рапорта начальнику ОМВД России по Алтайскому району от 26 ноября 2018 г.
Приказами ОМВД России по Алтайскому району М.О.И. в 2018 году были выплачены денежные компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, а именно за сентябрь 2018 года за 18 часов в сумме 241 руб. 16 коп. (приказ от 9 октября 2018 г. N л/с), за октябрь 2018 года за 24 часа в сумме 321 руб. 55 коп. (приказ от 12 ноября 2018 г. N л/с), за декабрь 2018 года за 6 часов в сумме 80 руб. 39 коп. (приказ от 11 января 2019 г. N л/с).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований М.О.И. о взыскании компенсации за сверхустановленную продолжительность рабочего времени, в том числе ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 2016 - 2018 годы, указал, что истцом пропущен трехмесячный срок для разрешения служебного спора, который подлежит исчислению с 24 декабря 2018 г.
Разрешая спор в той его части, в которой М.О.И. не был пропущен срок для разрешения служебного спора, суд первой инстанции указал, что нарушения его прав допущено не было, поскольку размер указанных выше денежных компенсаций за выполнение служебных обязанностей М.О.И. в ночное время в сентябре (с 24 сентября 2018 г.), октябре, ноябре и декабре 2018 года, а также количестве предоставленных дополнительных дней отдыха за ненормированный рабочий день соответствует представленным в материалы дела графикам учета служебного времени личного состава ИВС ОМВД России по Алтайскому району за сентябрь-декабрь 2018 года, не противоречит постовой ведомости расстановки нарядов по охране подозреваемых и обвиняемых за период с сентября по декабрь 2018 года.
Кроме того, из справки начальника ОМВД России по Алтайскому району от 22 апреля 2019 г. следует, что на основании приказа от 28 декабря 2018 г. N л/с об увольнении со службы в органах внутренних дел старшего сержанта полиции М.О.И. были произведены следующие выплаты: денежное довольствие за 28 дней декабря 2018 года - 56 918 руб. 18 коп, выходное пособие - 36 560 руб, компенсация стоимости вещего имущества - 48 523 руб. 30 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что доводы апеллянта об исчислении срока для обращения в суд за взысканием вышеуказанной компенсации в соответствии с трудовым законодательством в течение одного года, не основаны на законе. Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел регламентируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, вопрос о сроках обращения в суд за разрешением служебного спора урегулирован указанным Федеральным законом и составляет три месяца, оснований для применения норм трудового законодательства не имеется.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм компенсации за выполнение сотрудниками органов внутренних дел служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в виде предоставления дополнительных дней отдыха или денежной компенсации, находящийся за рамками трудовых отношений.
Поскольку истцу был установлен ненормированный служебный день, то эпизодическое привлечение его к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени компенсировано истцу предоставлением дополнительного отпуска, компенсация за который истцу выплачена при увольнении, денежная компенсация за работу в ночное время, в выходные и праздничные нерабочие дни выплачивается сотруднику по его рапорту, такая компенсация истцу выплачена в установленном законом размере, на основании предоставленных рапортов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает необходимым отметить, что указанной статьей предусмотрено установление для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава ненормированного служебного дня.
В соответствии с ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее также - Порядок), действовавшем в период спорных правоотношений.
В силу п. 2 сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, образовательной, научной организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
Пунктами 4 и 6 Порядка предусмотрено, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приложение к настоящему Порядку). Выписка из правового акта (его копия), указанного в пункте 2 настоящего Порядка, рапорт с резолюцией руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, передаются сотруднику, ответственному за ведение табеля.
В соответствии с п. 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (п. 10 Порядка).
Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65, сотруднику, по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлен определенный порядок привлечения к работе сверх установленной продолжительности служебного времени (на основании правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющего право назначения сотрудников на должности, который доводится по сотрудника под роспись и учитывается при составлении табеля учета рабочего времени) и дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Пунктом 275 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50 (отменившим действие Приказа Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961), предусмотрено, что сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку.
В соответствии с п. 274 указанного Порядка в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
Доводы кассатора о заинтересованности председательствующего судьи по делу в разрешении спора, о несогласие истца с содержанием протоколов судебных заседаний были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что оснований для отвода судьи, предусмотренных ст. ст. 16, 17 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривается, доказательств наличия обстоятельств, вызывающих сомнение в объективности и беспристрастности судьи при рассмотрении данного гражданского дела стороной истца не представлено. Предусмотренное ст. 231 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на подачу замечаний на протоколы судебных заседаний было реализовано истцом, замечания судом первой инстанции были рассмотрены. Доказательств намеренного искажения протокола судебного заседания в материалах дела не содержится, и суду апелляционной инстанции представлено не было
Рассматривая доводы кассатора о неправильном исчислении судами срока обращения в суд за взысканием указанных компенсации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами правильно применены положения ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 465-О, предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений. Сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
При этом закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации правила о том, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (в том числе в случае возникновения такого спора при увольнении работника), представляет собой установление специального срока для защиты права на оплату труда для граждан, работающих по трудовому договору, и само по себе не предполагает обязательного установления аналогичных норм в отношении лиц, занятых профессиональной деятельностью, связанной с осуществлением публичных функций, в том числе сотрудников органов внутренних дел.
Доводы кассационной жалобы по своей сути повторяют доводы апелляционной жалобы, выражают несогласие с выводами судов, сводятся к субъективному изложению фактических обстоятельств дела, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения ст. 390 ГПК Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанции, нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 27 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу М.О.И. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.