Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Шабановой О.Н. и Рыжова В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1410/22/2019 по иску Игиной Лидии Михайловны к АО Учебно-опытное хозяйство "Знаменское", ГОУ "Курская ГСХА им. профессора Иванова", МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, Администрации города Курска о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, права постоянного бессрочного пользования отсутствующим
по кассационной жалобе Игиной Л.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 11 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, судебная коллегия
установила:
решением Ленинского районного суда г. Курска от 11 апреля 2019 г. иск Игиной Л.М. к АО Учебно-опытное хозяйство "Знаменское", ГОУ "Курская ГСХА им. профессора Иванова", МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, Администрации города Курска о признании права собственности, права постоянного бессрочного пользования отсутствующим удовлетворен: признано право собственности Российской Федерации и право постоянного бессрочного пользования ГОУ "Курская ГСХА" на земельный участок с кадастровым номером N отсутствующим; признано за Игиной Л.М. право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м согласно землеустроительному делу N11/387 по адресу: "адрес" и на объект незавершенного строительства - двухэтажный индивидуальный жилой дом, площадью 150 кв.м по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 11 июля 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Курска от 11 апреля 2019 г. отменено, в иске Игиной Л.М. отказано.
В кассационной жалобе Игина Л.М. оспаривает законность и обоснованность апелляционного определения, указывает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, ссылается на подтвержденное право АО Учебно-опытное хозяйство "Знаменское" на земельный участок, который в установленном порядке был ей предоставлен.
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, обсудив отзыв АО Учебно-опытного хозяйства "Знаменское" и Администрации города Курска на кассационную жалобу об обоснованности жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций не допущено.
Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что 22 апреля 1994 г. решением совместного заседания профсоюзного комитета и администрации Учебно-опытного хозяйства N1 Курского СХИ, оформленного протоколом N5 работникам Учебного хозяйства были выделены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство и утвержден список таких работников, в том числе Игиной Л.М.
Правоустанавливающий документ, удостоверяющий право пользования спорным земельным участком, у Игиной Л.М. отсутствует.
На земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", Игиной Л.М. без разрешения на строительство был возведен незавершенный строительством жилой дом.
Земельный участок с кадастровым номером N, в который вошел и ранее выделенный Игиной Л.М. земельный участок, на котором находился объект незавершенного строительства, в 2001 году Администрация города Курска постановлением N 514 предоставила в постоянное бессрочное пользование ГОУ "Курская ГСХА им. Профессора Иванова"".
В ЕГРН содержатся следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером N площадь -160068 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, 23 мая 2006 г. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за Курской государственной сельскохозяйственной академией им. Профессора И.И. Иванова, 08 февраля 2007 г. за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности.
Территориальным управлением Росимущества в Курской области в предоставлении Игиной Л.М. земельного участка отказано, в связи с отсутствием отказа от права постоянного бессрочного пользования со стороны ФГБОУ ВПО "Курская ГСХА". Администрацией Центрального округа города Курска также было отказано в выдаче разрешения на строительство дома. Земельным комитетом города Курска в предоставлении земельного участка в собственность отказано.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Статья 15 ЗК РФ также предусматривает собственность на земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил исковые требования Игиной Л.М. в части признания права собственности на земельный участок и незавершенный строительством жилой дом, мотивировав свои выводы тем, что земельный участок площадью 1000 кв.м был предоставлен истице в соответствии с требованиями законодательства, действующего в указанный период времени, на земельном участке возведен незавершенный строительством жилой дом, который не нарушает права и охраняемые интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью людей.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 9.1 ст. 3 указанного федерального закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делам по искам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации является установление того, на каком праве, какой площадью и каким органом предоставлялся земельный участок гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ, а также то, что такое предоставление земельного участка было осуществлено в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства.
В соответствии с Положением "О порядке предоставления гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также для ведения садоводства, огородничества и животноводства, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 22 февраля 1991 г. N110, для строительства индивидуальных жилых домов гражданам земельные участки предоставляются на землях, находящихся в черте городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов. Граждане, изъявившие желание получить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома на территории населенного пункта или на территории, переданной в ведение соответствующего Совета народных депутатов, должны были обратиться в городской, поселковый, сельский Совет народных депутатов с заявлением, в котором указываются: состав семьи, жилищные условия, местоположение и размер испрашиваемого земельного участка.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома должны были быть рассмотрены городским, поселковым, сельским Советом народных депутатов или по их поручению соответствующим исполнительным комитетом в месячный срок с привлечением органов архитектуры и других служб. Копия (выписка) решения по этому вопросу подлежит выдаче в 5-дневный срок.
Органы архитектуры в 2-недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка обязаны были установить границы участка в натуре, подготовить необходимые данные для выдачи государственного акта на право владения земельным участком.
В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные, в том числе статьей 80 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, является свидетельство о праве собственности на землю, которое служит основанием при совершении сделок купли-продажи и т.д, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению. земельными участками в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 9 Порядка выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю (утв. Роскомземом 20 мая 1992 г.), свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования выдаются гражданам, руководителям предприятий, учреждений, организаций либо их представителям должностными лицами районного, городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам сельской, поселковой, городской администрации в зависимости от местоположения земельного участка. Свидетельства, выдаваемые сельской, поселковой, городской администрацией, должны быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастре недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ч. 7 ст. 38 вышеуказанного закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат поворотных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деление их на части.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат - характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и постановка его на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
При рассмотрении дела установлено, что граница спорного земельного участка не установлена, сведения о соответствующих координатах границы этого земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости. На кадастровом учете спорный земельный участок площадью 1000 кв.м, не состоит.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для признания права собственности Игиной Л.М. на спорный земельный участок, поскольку он как объект права не существует.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для признания права собственности на самовольную постройку - жилой дом не имеется, поскольку Игиной Л.М. земельный участок, на котором расположен жилой дом, не принадлежит ни на одном из оснований, предусмотренных законом.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.52 Постановления Пленума Верховного суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", в случае, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В свою очередь, требование о признании права отсутствующим в качестве самостоятельного способа защиты может быть предъявлено лишь владеющим собственником имущества, право которого зарегистрировано в ЕГРП, к лицу, которое этим имуществом не владеет, но право которого по каким-либо причинам также зарегистрировано в ЕГРП, нарушая тем самым право владеющего собственника, не связанное с утратой этого владения.
Требований об оспаривании права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования, либо иных исков, предусмотренных законом, в отношении спорного земельного участка в рамках рассматриваемого дела Игиной Л.М. не заявлялось, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств.
Между тем, в соответствии с ч.3 ст.390 ГПК РФ кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 11 июля 2019 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Игиной Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.