Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Кирюшина А.Н, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения", поданную через суд первой инстанции 17 декабря 2019 г, на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 июня 2019 г, по административному делу N 2а-1523/2019 по административному исковому заявлению Капустина Владимира Ивановича к ФГКУ "Востокрегионжилье" в лице отделения территориального г. Улан-Удэ об оспаривании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Капустин В.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение территориального отделения г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" N N от 28 ноября 2018 г. об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указал, что Капустин В.И. проходил военную службу с 5 августа 1979 года по 26 апреля 2000 г, уволен в связи с истечением срока контракта, выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года, в льготном 28 лет. В собственности какого-либо жилья Капустин В.И. не имеет. 28 ноября 2018 года административным ответчиком принято решение, которым Капустину В.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием для принятия данного решения явилось то, что на момент увольнения Капустина В.И. из Вооруженных Сил Российской Федерации установление очередности на получение жилых помещений не входило в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации, и было возложено на органы местного самоуправления; обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года.
Указывает, что оспариваемое решение нарушает его конституционное право на жилище, поскольку при увольнении он не был обеспечен жилым помещением в соответствии с законом, он не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным дела Верховного Суда Республики Бурятия от 26 июня 2019 г, административные исковые требования удовлетворены, постановлено:
признать решение начальника отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" N N от 28 ноября 2018 г. "Об отказе в принятии военнослужащего - гражданина РФ, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении" незаконным и подлежащим отмене;
обязать начальника отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" включить Капустина В.И. в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В кассационной жалобе ФГКУ "Востокрегионжилье" ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Капустин В.И. с 5 августа 1976 по 26 апреля 2000 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен по подпункту " N" пункта N статьи N Федерального закона "О военной службе и воинской обязанности" в связи с истечением срока контракта.
Выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года, в льготном - 28 лет.
На момент увольнения Капустин В.И. являлся нуждающимся в жилом помещении.
В деле имеется справка от 17 января 2002 г, выданная Капустину В.И. военным комиссаром Кяхтинского района, в котором приведены сведения личного дела военнослужащего и периоды прохождения им военной службы. В данном документе имеется указание на то, что справка дана для предъявления по месту требования для оформления государственного жилищного сертификата.
С момента увольнения с военной службы до настоящего времени жилищные условия Капустина В.И. не изменились.
Согласно сведениям Росреестра по Респулике Бурятия на 4 марта 2019 г. отсутствуют сведения о недвижимости у Капустина В.И. с 1 января 1998 г. по 28 февраля 2019 г.
Капустин В.И. до настоящего времени собственным жильем не обеспечен. С 31 июля 2002 г. по 15 декабря 2004 г. он проживал в "адрес" в доме своего отца, однако в 2004 году этот дом сгорел, после чего Капустин В.И. вынужден был снимать неблагоустроенное ветхое жилище по "адрес", собственником которого является ФИО7
В настоящее время Капустин В.И. также проживает в арендованном неблагоустроенном жилье по адресу: "адрес", имеет регистрацию по адресу: "адрес". Указанные обстоятельства подтверждаются справкой Администрации МО СП "Кударинское" Кяхтинского района Республики Бурятия от 25 сентября 2018 г.
С 25 января 2002 г. по 26 марта 2010 г. Капустин В.И. состоял на очереди в Администрации МО "Город Кяхта" в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
В связи с переездом с 21 апреля 2011 г. Капустин В.И. состоял на учете в Администрации МО СП "Кударинское" в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказался от предложенного ему земельного участка, жилое помещение ему не предоставлялось.
Оспариваемым решением отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" N N от 28 ноября 2018 г. капитану запаса Капустину В.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Письмом отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" от 28 ноября 2018 г. Капустину В.И. разъяснено, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не входило в компетенцию Министерства обороны и было возложено на органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 г. Признание Капустина В.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном статьями 49-51 Жилищного кодекса Российской Федерации, через органы местного самоуправления.
Удовлетворяя административные исковые требования, суды исходили из того, что при наличии таких условий как выслуга лет в календарном исчислении более 20 лет, увольнение Капустина В.И. с военной службы и нуждаемость на момент увольнения в обеспечении жилым помещением, он вправе был рассчитывать на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее также - Федеральный закон "О статусе военнослужащих")
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (пункт 4 этой же статьи).
В соответствии с положениями абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения административного истца с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Учитывая приведенные положения законодательства, и установив, что гарантированное государством право Капустина В.И. на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства не было реализовано, суды пришли к верному выводу о том, что оснований для отказа в принятии административного истца на учет у административного ответчика не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что Капустин В.И. отказался от предоставления социальной гарантии от государства в виде получения земельного участка, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку данное обстоятельство не влечет утрату права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что судом не исследовалось на каком основании Капустин В.И. проживал в период 2002-2004 годов в доме своего отца, являются несостоятельными, поскольку суд на основании совокупности исследованных доказательств, в том числе сведений о государственной регистрации прав, пришел к обоснованному выводу о том, что Капустину В.И. после увольнения с военной службы жилое помещение не предоставлялось, собственником жилого помещения он не являлся.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба ФГКУ "Востокрегионжилье" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республик Бурятия от 26 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.