Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В. и судей Пильгановой В.М., Масленниковой Л.В., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Цуркана *** на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Цуркан *** к Военному комиссариату Московской области о взыскании невыплаченной части пенсии за выслугу лет с учетом надбавки, обязании в дальнейшем выплачивать пенсию по выслуге лет с учетом надбавки отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец Цуркан *** обратился в Зюзинский районный суд г. Москвы с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 19-21), к ответчику Военному комиссариату Московской области о взыскании невыплаченной части пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2012 года по 30 июня 2019 года в размере 1336743 руб, обязании выплачивать в дальнейшем пенсию по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70%.
Требования мотивированы тем, что он с 2011 года является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". С 01 января 2012 года пенсия за выслугу лет начислялась и выплачивалась ему исходя из оклада по воинскому званию, установленному Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих", при этом с указанной даты ему был произведен перерасчет пенсии, выплата которой в дальнейшем стала производиться с применением процентной надбавки за выслугу лет в размере 30%, в то время как должны были платить 70%. Полагая расчет пенсионного обеспечения неправильным, он обратился к ответчику с заявлением, на которое был получен ответ о том, что назначенная ему пенсия исчислена в полном соответствии с действующим законодательством.
Суд постановилприведенное выше решение.
В своей апелляционной жалобе Цуркан *** просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца, представителя ответчика по доверенности Нелюбину А.Н, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении (ред. от 04.11.2014 года) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения части второй статьи 43 и пункта "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона) и частей 8 - 11 настоящей статьи не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
При этом пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона о "Денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года (п. 9 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника в следующих размерах: от 2 до 5 лет - 20 процентов; от 5 до 10 лет - 35 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 55 процентов; свыше 20 лет - 70 процентов.
В силу п. 5 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ) доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за специальное звание (окладу по воинскому званию) сотрудника Следственного комитета в следующем размере: 1) от 2 до 5 лет - 20 процентов; 2) от 5 до 10 лет - 35 процентов; 3) от 10 до 15 лет - 45 процентов; 4) от 15 до 20 лет - 55 процентов; 5) свыше 20 лет - 70 процентов.
Частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (в редакции, введенной подпунктом "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 ноября 2008 года N 11-П, Определения от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П и др.).
С 01 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предполагающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил: снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий (Определение от 24 сентября 2012 года N 1800-О).
Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января 2012 года, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий.
Из материалов дела следует, что Цуркан *** с 29 сентября 2011 года является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" по линии Министерства обороны Российской Федерации, размер пенсии истцу рассчитан Военным комиссариатом Амурской области исходя из оклада по занимаемой на день увольнения с военной службы должности заместителя председателя Свободненского гарнизонного военного суда в размере 21195 руб. 81 коп, оклада по воинскому званию - ***, предусмотренном пунктом 5 части 13 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", основной размер пенсии установлен 77% в размере *** руб. 98 коп, с учетом районного коэффициента - *** руб. 78 коп. (л.д. 59).
С 01 января 2012 года при расчете пенсии учитывается процентная надбавка за выслугу 22 года в размере 30 % должностного оклада и оклада по званию.
Военным комиссариатом Московской области с 01 октября произведен перерасчет пенсии *** исходя из 70% оклада судьи Верховного Суда Российской Федерации в размере *** руб. 56 коп, оклада по воинскому званию в размере *** руб. 00 коп, процентной надбавки за выслугу лет 30% в размере 10340 руб. 27 коп, всего 44807 руб. 83 коп, соответственно размер пенсии 77% (выслуга 29 лет) составил *** руб. 03 коп. (л.д. 39).
Согласно представленным в суд сведениям о выплачиваемой истцу пенсии за период с октября 2012 года по апрель 2019 год происходило увеличение ее размера, несмотря на изменение процентной надбавки за выслугу лет и по состоянию на 01 апреля 2019 года составил *** руб. 89 коп. (л.д. 86-89).
Отказывая в удовлетворении требований истца в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно исходил из того, что пенсионное обеспечение истца осуществляется ответчиком в полном соответствии с требованиями закона, статуса истца и с учетом изменений, внесенных в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, к числу которых относится истец, в рамках произведенного с 01 января 2012 года реформирования системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в результате которого произошло изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий. При этом ухудшения прав истца в данном случае не произошло, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле сведения о перерасчете пенсии и о размере выплачиваемой истцу пенсии.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, соответственно не могут служить оснвоанием к отмене решения суда.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цуркана *** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.