Судья Московского городского суда Новикова Е.А., с участием прокурора О*** Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ПАО "МОЭК" Г*** В.В. на постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО "МОЭК", УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя Измайловского межрайонного прокурора г.Москвы от 14 июня 2019 года в отношении ПАО "МОЭК" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Измайловского районного суда г.Москвы от 11 сентября 2019 года ПАО "МОЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ПАО "МОЭК" Г*** В.В. ставит вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вмененного правонарушения, поскольку виновность ПАО "МОЭК" не доказана, фактически отходы хранились в специальных плотных полиэтиленовых пакетах, которые складировались в контейнер на территории закрытой площадки, были защищены от воздействия ветров и атмосферных осадков; до вынесения постановления о назначении административного наказания Общество устранило допущенные нарушения: организовало работы по закрытию контейнеров брезентом, что не было учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
ПАО "МОЭК" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Прокурор О*** Е.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая обжалуемое постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора по делу, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению в отношении ПАО "МОЭК" дела об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002г. N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999г. N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998г. N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч.ч.1-3 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с 1.3. СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г. (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.), требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Пунктом 3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Согласно п.3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03. в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
В соответствии с п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03. при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, проведенной Измайловской межрайонной прокуратурой г.Москвы во исполнение задания прокуратуры г.Москвы N *** "О проведении проверки исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления", поручения прокуратуры г.Москвы от 14.02.2019г. N***, п.15 решения коллегии прокуратуры г.Москвы от 08.02.2019г. "Об итогах работы органов прокуратуры г.Москвы в 2018 году и задачах по повышению эффективности прокурорской деятельности в первом полугодии 2019 года " 16.05.2019г. совместно со специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве в ВАО, проведена проверка соблюдения ПАО "МОЭК" требований законодательства об отходах производства и потребления в помещении расположенном по адресу: ***.
Установлено, что ПАО "МОЭК" на основании договора N *** от 02.10.2006г. с ОАО "***" использует сооружения и здания по адресу: ***.
Также установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ местом нахождения организации ПАО "МОЭК" (ИНН ***) является: ***.
В процессе деятельности ПАО "МОЭК" по указанному адресу при осуществлении своей хозяйственной деятельности образуются собственные отходы потребления I - IV класса опасности, а именно: ТБО, отработанные ртутьсодержащие лампы, полиэтиленовые пакеты и др.
В нарушение ст. 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ ; п.п.1.3, 3.2, 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03; ч.2 ст.11, ч.ч.1-3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ, поверхность открытого приемника-накопителя отходов ПАО "МОЭК" расположенного по адресу: г.Москва, Щелковское шоссе, вл.70А, стр.1, не защищена брезентом (навесом) от воздействия атмосферных осадков и ветров; хранение отходов частично осуществляется на открытой площадке (навалом, вне тары).
Указанные действия ПАО "МОЭК" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность ПАО "МОЭК" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; объяснениями заместителя руководителя службы начальника отдела ПАО "МОЭК" С*** В.В.; договором возмездного оказания услуг N*** от 01.02.2017г.; актом о проверке исполнения действующего законодательства от 16 мая 2019 года, решением о проведении проверки от 15 мая 2019г. N ***, иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно применил положения законодательства, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления и законодательства об административных правонарушениях в Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ПАО "МОЭК" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что виновность ПАО "МОЭК" не доказана, фактически отходы хранились в специальных плотных полиэтиленовых пакетах, которые складировались в контейнер на территории закрытой площадки, были защищены от воздействия ветров и атмосферных осадков
В данном случае материалами дела, в частности актом о проверке исполнения действующего законодательства от 16 мая 2019 года, договором на вывоз бытовых и иных отходов от 01.02.2017г. подтверждено накопление и складирование на территории, занимаемой ПАО "МОЭК" бытовых отходов I - IV класса опасности - ТБО, отработанные ртутьсодержащие лампы, полиэтиленовые пакеты и др.
Ссылка на то, что до вынесения постановления о назначении административного наказания Общество устранило допущенные нарушения: организовало работы по закрытию контейнеров брезентом, не могут повлиять на законность оспариваемого акта, так как такие меры Обществом предприняты уже после выявления административного правонарушения и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения, в связи с чем оно обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы являлись предметом судебной проверки и обоснованно отклонены по приведенным в оспариваемом решении мотивам, не согласиться с которыми нет оснований.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено ПАО "МОЭК" в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом положений ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Учитывая факт совершения ПАО "МОЭК" правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, объектом которого являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения размера административного штрафа.
Постановление о привлечении ПАО "МОЭК" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 11 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО "МОЭК" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.