Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия "Калужское" Федеральной службы исполнения наказаний по доверенности Сорокина П.В. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 16 января 2020 года в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Калужское" Федеральной службы исполнения наказаний по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача - начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора N 2" (г. Калуга) ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России Синельниковой Е.Ф. от 20 июня 2019 года N 17 Федеральное государственное унитарное предприятие "Калужское" Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту - ФГУП "Калужское" ФСИН России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением должностного лица, защитник юридического лица Черноусова Е.А. обратилась с жалобой в районный суд (л.д. 6-8).
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 16 января 2020 года постановление главного государственного санитарного врача - начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора N 2" (г. Калуга) ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России от 20 июня 2019 года N 17, вынесенное в отношении ФГУП "Калужское" ФСИН России, оставлено без изменения.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, защитник ФГУП "Калужское" ФСИН России по доверенности Сорокин П.В. просит решение судьи районного суда Калужской области от 16 января 2020 года и постановление должностного лица от 20 июня 2019 года N 17 отменить как незаконные и необоснованные, а производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России и прокуратуры города Ельца Липецкой области в судебное заседание 25 февраля 2020 года не явились; о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела по жалобе ФГУП "Калужское" ФСИН России в адрес областного суда не поступило.
В судебном заседании защитник ФГУП "Калужское" ФСИН России по доверенности Тетерина О.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу пункта 1 статьи 2, пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года N 23 с 1 января 2002 года введены в действие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 сентября 2001 года (далее по тексту - СП 2.3.6.1066-01).
Согласно пункту 3.1 СП 2.3.6.1066-01 "стационарные организации торговли обеспечиваются водоснабжением и канализацией. В организациях мелкорозничной сети условия водоснабжения и канализования должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил".
В соответствии с пунктом 10.5 СП 2.3.6.1066-01 "режим мытья торгового инвентаря ручным способом состоит из следующих этапов: а) механическое удаление остатков пищевых продуктов; б) мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45 - 50 град. С; в) ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С; г) просушивание на специальных полках или решетках. Ванны для мытья инвентаря регулярно промывают горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Щетки и мочалки для мытья инвентаря, посуды, тары ежедневно тщательно промываются с применением моющих средств, при возможности кипятятся в течение 10 - 15 минут, сушатся и хранятся в специально выделенном месте. Изотермические емкости, используемые для реализации кваса, пива, молока и др, подвергаются санитарной обработке на предприятии - изготовителе этих продуктов. Режим мытья автоматов по продаже пищевых продуктов проводится в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и санитарной обработке. Режим мытья молочных фляг и резиновых прокладок: а) ополаскивание фляг из-под молока теплой водой при температуре 30 - 40 град. С; б) мытье фляг горячим моющим раствором при температуре 60 - 65 град. С; в) ополаскивание фляг водой до полного удаления остатков моющего раствора; г) после обработки фляги просушиваются, уложенные вверх дном на стеллажах, с открытой крышкой. Резиновые прокладки молочных фляг моются в таком же режиме, отдельно".
Как видно из представленных материалов, 11 декабря 2018 года при проведении проверки прокуратурой города Ельца Липецкой области в помещении магазина, предоставленном ФГУП "Калужское" ФСИН России, имеющему юридический адрес: Калужская область, город Калуга, "адрес", для реализации товаров повседневного спроса и продуктов питания осужденным и лицам, содержащимся под стражей, расположенном на территории ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области по адресу: "адрес"Б, установлено, что в помещении магазина отсутствует подводка горячей воды, тем самым не обеспечены условия для соблюдения правил личной гигиены и не обеспечены условия для выполнения режима мытья и обработки торгового инвентаря, при этом в магазине для реализации находятся пищевые продукты, производится их взвешивание и фасовка в ассортименте (кондитерские изделия, молочные продукты, колбасные изделия, овощи, фрукты), что является нарушением пунктов 3.1, 10.5 СП 2.3.6.1066-01.
Приведенные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и которым должностным лицом административного органа при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на это постановление дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод суда о том, что действия ФГУП "Калужское" ФСИН России образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения при рассмотрении дела в отношении ФГУП "Калужское" ФСИН России установлены верно.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принятия по нему конкретного процессуального решения.
Несогласие защитника юридического лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, а также с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам защитника об обратном, виновность ФГУП "Калужское" ФСИН России в нарушении пункта 5.4 СП 2.3.6.1066-01 судом не устанавливалась. Предметом проверки судьи районного суда являлось постановлением должностного лица административного органа от 20 июня 2019 года N 17, которым ФГУП "Калужское" ФСИН России за допущенные нарушения пунктов 3.1, 10.5 СП 2.3.6.1066-01 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приводимые в жалобе доводы о том, что в настоящее время на предприятии установлено соответствующее оборудование (умывальник с подогревом воды), позволяющее его работникам использовать проточную горячую воду при осуществлении торговой деятельности в магазине ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области, никоим образом не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения. Так, согласно имеющимся доказательствам на момент проведения проверки прокуратурой города Ельца Липецкой области в декабре 2018 года в спорном магазине в течение длительного времени не имеется горячего водоснабжения и отсутствует подводка горячей воды, то есть не обеспечены условия для соблюдения правил личной гигиены и для выполнения режима мытья и обработки торгового инвентаря.
Оснований полагать, что по настоящему делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не имеется.
Жалоба защитника юридического лица Черноусовой Е.А. на постановление, вынесенное должностным лицом административного органа по делу об административном правонарушении, возбужденному прокурором, правомерно рассмотрена судьей районного суда в отсутствие представителей прокуратуры, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел годичный срок давности и порядок привлечения 20 июня 2019 года ФГУП "Калужское" ФСИН России к административной ответственности за обнаруженное 11 декабря 2018 года административное правонарушение соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, с учетом всех обстоятельств дела и соответствует требованиям закона.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 16 января 2020 года в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Калужское" Федеральной службы исполнения наказаний по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия "Калужское" Федеральной службы исполнения наказаний по доверенности Сорокина П.В. - без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.