Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Козловой Н.И.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2020 года гражданское дело N2-4029/2019 по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2019 года по иску Царькова Владимира Николаевича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании невыплаченной пенсии.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Царьков В.Н. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании недополученной части пенсии за период с 01.01.2012 по 30.09.2017 в размере 529 125 рублей 10 копеек.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.08.1988, с января 1998 был прикомандирован к военным судам и с 30.03.1998 состоит на судейских должностях в военных судах. В связи с упразднением военной службы в военных судах приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.02.2010 N 127 досрочно уволен с военной службы в запас с должности судьи Ленинградского окружного военного суда на основании подп. "а" п. 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с организационно - штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава суда (с оставлением в занимаемой должности судьи без переназначения), с 01.05.2010 по 30.09.2017 являлся военным пенсионером Министерства обороны Российской Федерации из числа судей военных судов, с 01.10.2017 выплата пенсии по линии Министерства обороны РФ прекращена в связи с уходом в отставку и переходом на обеспечение пожизненным денежным содержанием. До 01.01.2012 пенсия за выслугу лет истцу начислялась и выплачивалась исходя из оклада по ранее занимаемой должности судьи Ленинградского окружного суда, оклада по воинскому званию "полковник юстиции" с применением процентной надбавки за выслугу лет в размере 65%, предусмотренной п. 6 ст. 13 действующей в этот период редакции Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В связи с вступлением в действие Федерального закона от 07.11.2011 N 306- ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 01.01.2012 ответчик произвёл Царькову В.Н. перерасчёт пенсии, и вместо ранее установленных 65 % стал выплачивать истцу надбавку за выслугу лет в размере 30%, предусмотренную п. 5 ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Царьков В.Н. указанные действия ответчика считал незаконными, поскольку в системе действующего правового регулирования пенсионному органу не предоставлено право снижения размера ранее установленной надбавки к пенсии за выслугу лет военнослужащим из числа судей военных судов.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2019 года с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу Царькова В.Н. взыскана невыплаченная часть пенсии по выслуге лет за период с 01 января 2012 года по 30 сентября 2017 года в размере 529 125 рублей 10 копеек.
В апелляционной жалобе ответчик Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Податель жалобы также полагает, что Царьковым В.Н. пропущен срок исковой давности.
Стороны ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Царьков В.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.08.1988 года, с 30.03.1998 состоял на судейских должностях в военных судах. Указом Президента Российской Федерации от 25.05.2009 N 592 был назначен на должность судьи Ленинградского окружного военного суда.
В связи с упразднением военной службы в военных судах приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.02.2010 N 127 (по личному составу) досрочно уволен с военной службы в запас по основаниям, установленным подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", приказом председателя Ленинградского окружного военного суда от 19.04.2010 года N 47 с 30.04.2010 исключен из списков личного состава суда с оставлением в занимаемой должности судьи без переназначения.
На дату увольнения с военной службы общая продолжительность военной службы Царькова В.Н. (выслуга лет для назначения военной пенсии) составила 22 года 8 месяцев, Министерством обороны Российской Федерации с 01.05.2010 истцу назначена и выплачивалась пенсия в размере определённом в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с учётом процентной надбавки за выслугу лет, предусмотренной п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 07.05.2002 N 49-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", в размере 65 %.
С 01.01.2012 произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, введены новые правила определения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, и размера надбавки за выслугу лет, входящей в состав такого довольствия, путём введения в действие Федеральных законов от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат" и от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вышеупомянутые изменения в законодательстве оказали влияние на осуществление пенсионного обеспечения бывших военнослужащих, ввиду чего ответчик с 01.01.2012 произвёл перерасчёт пенсии истца, применив для расчёта денежного довольствия надбавку, предусмотренную подп. 5 п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" за выслугу от 20 до 25 лет, в размере 30%, вместо ранее учитываемой - 65%.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку отказ ответчика в перерасчете пенсии и выплате ее невыплаченной части является незаконным, а пенсия в части недоплаченной надбавки за выслугу лет была не получена истцом по вине ответчика, неверно определившего процентный размер надбавки и осуществившего неверный расчет размера пенсии.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров ч. ч. 8 - 11 ст. 12 данного Федерального закона), в связи с чем, в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01.01.2012 размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, соответственно истцу необоснованно не выплачивалась пенсия в должном размере.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые постановлены при верном определении юридически значимых обстоятельств, согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установивший иной размер надбавки за выслугу лет при стаже от 20 до 25 лет: вместо ранее установленных 65% (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции до 01.01.2012) предусмотрена надбавка 30% (п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).
Порядок применения Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы ч. ч. 6, 8 - 9 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые вступили в силу 11.11.2011.
В силу ч. 8 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012, подлежат пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Часть 9 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ предусматривает, что при пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012.
Таким образом, по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 01.01.2012 (в т.ч. и в части надбавки за выслугу лет).
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч. 2 ст. 43 и п. "б" ч. 1 ст. 49 Закона N 4468-I, а также положений ч. ч. 8 - 11 указанной статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01.01.2012 пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01.01.2012 в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", которые Федеральным законом N 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Из приведенных норм следует, что в связи с реформированием с 01.01.2012 системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 01.01.2012 военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), указанная норма такого указания не содержит.
Учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров ч. ч. 8 - 11 ст. 12 данного Федерального закона), вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01.01.2012 размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал.
Указанный вывод согласуется с положениями ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ, согласно которым при перерасчете с 01.01.2012 размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ (т.е. в большем размере), а размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 5 ст. 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (к данным нормам отсылает законодатель в целях определения размеров процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размеров пенсий указанной категории пенсионеров), в связи с принятием Федерального закона N 309-ФЗ изменены не были.
Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 01.01.2012 размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует ст. 19 (ч. 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в перерасчете пенсии и выплате ее невыплаченной части является незаконным, а, кроме того, на основании ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I, пенсия в части недоплаченной надбавки за выслугу лет была не получена истцом по вине ответчика, неверно определившего процентный размер надбавки и осуществившего неверный расчет размера пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что отсутствует вина ответчика в начислении пенсии истцу с 01.01.2012 в меньшем размере по причине того, что изменение размеров выплаты процентной надбавки в отношений пенсионеров из числа военных прокуроров и следователей законодателем были внесены только Федеральным законом от 04.11.2014 N342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу 16.11.2014 по следующим основаниям.
В силу части 8 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012, подлежали пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 01.01.2012 (в том числе и в части надбавки за выслугу лет).
При этом пенсионным органом не учтено, что в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации) установлено специальное правовое регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона N4468-I, а также положений частей 8 - 11 статьи 12 ФЗ N309-ФЗ (п.6 ст. 12 Федерального закона N309-ФЗ).
Следовательно, при определении размера пенсии истцу с 01.01.2012 следовало учитывать надбавку за выслугу лет в прежнем размере 65%.
Определяя размер подлежащих взысканию с ответчика денежных средств, судом обоснованно принят во внимание расчёт, представленный истцом в качестве надлежащего доказательства, поскольку данный расчёт не содержит арифметических ошибок и погрешностей, является верным, кроме того, данный расчёт ответчиком не оспорен.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока обращения в суд с настоящими требованиями не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку как верно отмечено судом первой инстанции, в силу ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.