г. Нижний Новгород |
31 марта 2020 года |
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Щербакова М.В, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, по частной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 января 2020 года о взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ:
решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 января 2020 года удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома N, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 25 мая 2018 года в размере 41998000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельных участков из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 9 июня 2018 года:
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м в размере 20467000 рублей;
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м в размере 25237000 рублей;
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м в размере 18147000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 27 сентября 2019 года.
Решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 января 2020 года заявление общества с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" о взыскании судебных расходов удовлетворено.
С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" взысканы судебные расходы на проведение экспертизы в размере 20000 рублей, на оплату услуг оценщика в размере 40000 рублей, на оплату государственной пошлины в размере 8000 рублей.
В частной жалобе, поступившей в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" просит отменить определение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявителем указано на необоснованное возложение судом на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности по компенсации административному истцу судебных расходов, понесенных им в рамках рассмотрения административного искового заявления, поскольку учреждение не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земельных участков. Полагает, что надлежащим ответчиком, в данном случае, является Правительство Республики Башкортостан, предоставившее сведения об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков. Также заявителем жалобы указано, что определение рыночной стоимости земельных участков в размере меньшем, чем их кадастровая стоимость, не может свидетельствовать о наличии каких-либо ошибок допущенных в ходе кадастрового учета, поскольку разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта обусловлена использованием различных подходов к оценке.
В возражениях на частную жалобу общество с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" просит оспариваемое определение оставить без изменения.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на 1 июня 2014 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 25 мая 2018 года определена в размере 153941908, 92 рублей (л.д. 14 т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 9 июня 2018 года определена в размере 68090845, 66 рублей (л.д. 17 т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 9 июня 2018 года определена в размере 83962417, 92 рублей (л.д. 15 т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 9 июня 2018 года определена в размере 60373711, 66 рублей (л.д. 16 т. 1).
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 января 2020 года удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома N, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 25 мая 2018 года в размере 41998000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельных участков из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 9 июня 2018 года:
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м в размере 20467000 рублей;
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м в размере 25237000 рублей;
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м в размере 18147000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 27 сентября 2019 года.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Для определения рыночной стоимости объектов недвижимости между обществом с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор на предоставление услуг по оценке N от 28 августа 2019 года, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель ФИО1 принял на себя обязанность по определению рыночной стоимости объектов оценки, указанных в техническом задании на оценку (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью договора и предоставлению дополнительных услуг по исследованию объекта оценки (л.д. 106-108 т. 3)
Согласно заданию на оценку, являющемуся Приложением N 1 к договору на предоставление услуг по оценке N от 28 августа 2019 года, оцениваемыми объектами являются:
- земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес";
- земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес";
- земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес";
- земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 109-110 т. 3).
Стоимость услуг по договору составила 40000 рублей.
В подтверждение исполнения обеими сторонами условий данного договора административным истцом представлены платежные поручения от 23 сентября 2019 года N и от 2 октября 2019 года N (л.д. 104, 105 т. 3).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 декабря 2019 года по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты"
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" N от 11 декабря 2019 года рыночная стоимость объектов исследования составляет:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" - 20467000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 3264 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" - 25237000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" - 18147000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" - 41998000 рублей (л.д. 174-248 т. 2).
Стоимость услуг по проведению судебной экспертизы составила 20000 рублей, оплата услуг произведена обществом с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" (л.д. 103 т. 3).
При подаче административного искового заявления обществом с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" была оплачена государственная пошлина в размере 8000 рублей (л.д. 12, 13 т. 1).
Разрешая заявление общества с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для возмещения административному истцу понесенных им расходов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом.
Согласно статье 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы относятся к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела (пункт 1, 4, 7 статьи 106 КАС РФ).
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установив, что определенная кадастровая стоимость земельных участков значительно (более чем 3 раза) превышает итоговую величину рыночной стоимости земельных участков, установленную судом в качестве кадастровой, что повлекло существенное нарушение прав административного истца, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков, пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу административного истца судебных расходов, понесенных в связи с подготовкой отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков в размере 40000 рублей, расходов на проведение судебной экспертизы в размере 20000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 8000 рублей.
Довод частной жалобы заявителя о необоснованном возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности по компенсации административному истцу судебных расходов, понесенных им в рамках рассмотрения административного искового заявления, поскольку учреждение не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Как разъяснено в пунктах 7, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно пункту 1.3, действовавших в юридически значимый период, Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний (образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке), определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Из материалов дела следует, что спорные объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет 25 мая 2018 года и 9 июня 2018 года, т.е. после даты массовой оценки - 1 июня 2014 года.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 28 мая 2018 года по состоянию на 25 мая 2018 года в размере 153941908, 92 рублей.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 13 июня 2018 года по состоянию на 9 июня 2018 года в размере 68090845, 66 рублей.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 13 июня 2018 года по состоянию на 9 июня 2018 года в размере 83962417, 92 рублей.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 13 июня 2018 года по состоянию на 9 июня 2018 года в размере 60373711, 66 рублей.
Указанные акты утверждены Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан", в котором спорные земельные участки не поименованы.
Таким образом, в рассматриваемом случае, органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Ссылка заявителя в частной жалобе на то, что определение рыночной стоимости земельных участков в размере меньшем, чем их кадастровая стоимость, не может свидетельствовать о наличии каких-либо ошибок допущенных в ходе кадастрового учета, поскольку разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта обусловлена использованием различных подходов к оценке, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная, поскольку ранее определенная кадастровая стоимость земельных участков, настолько (более чем в 3 раза) превышает их кадастровую стоимость, установленную судом в размере рыночной стоимости, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
Иных доводов частная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 января 2020 года оставить без изменения, частную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья М.В. Щербаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.