Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ежевской средней общеобразовательной школы Х.В.П. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Приволжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N от 28 октября 2019 года, решение судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2019 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ежевской средней общеобразовательной школы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Приволжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N от 28 октября 2019 года муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ежевская средняя общеобразовательная школа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2019 года постановление административного органа от 28 октября 2019 года изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ежевской средней общеобразовательной школы Х.В.П. обжалуемые постановление административного органа и судебный акт просит отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Согласно абзаца 9 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют нарушения требований к перевозке детей, установленных специальными правилами, а именно Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.
В соответствии с пунктом 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177, для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие документов у водителя в том числе: копии решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) или копии уведомления об организованной перевозке группы детей; наличие документа, содержащего порядок посадки пассажиров, в том числе детей, в автобус (по документам, в том числе по служебному удостоверению, по путевке, по карте учащегося и (или) в соответствии со списком (списками) пассажиров, удостоверяющим их право на проезд), установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок содержится в договоре фрахтования.
Согласно пункта 10 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года N 1177 подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение транспортных средств патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов, в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке обеспечивают руководитель или должностное лицо организации, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования: фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) - если фрахтователь является уполномоченным представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем (его уполномоченным представителем); фрахтовщик - если фрахтователь является физическим лицом. Подача уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки - в междугородном сообщении, не позднее 24 часов до начала перевозки - в городском и пригородном сообщениях.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 7 настоящей статьи.
В силу части 6 статьи 3.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N259-ФЗ проверки транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
В соответствии с пунктами 3, 5, 7, 8, 9 Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации, содержание таких заданий, а также порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минтранса России от 03 июня 2015 года N 180, целью оформления плановых (рейдовых) заданий и их результатов является проведение мероприятий по проверке выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, и закрепление результатов проведенных указанных мероприятий. Плановые (рейдовые) задания утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Ространснадзора или территориального органа Ространснадзора. По результатам проведенных плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта государственными транспортными инспекторами составляется и подписывается акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств.
Акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта содержит: основание проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств; дату, время и место проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств; наименование органа государственного контроля (надзора), должности, фамилии, имена, отчества лиц, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств, а также привлекаемых к проведению осмотров, обследований экспертов, представителей экспертных организаций; сведения о собственнике- и (или) владельце - транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о правоустанавливающих документах на транспортное средство; реквизиты путевого листа; сведения о водителе; сведения о виде перевозки; сведения о соблюдении требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом; объяснение водителя по факту нарушения установленных требований (в случае выявления указанных нарушений); подписи лиц, проводивших плановые (рейдовые) осмотры, обследования транспортных средств; подпись водителя, ознакомленного с актом результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств; иную информацию, необходимую для оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств. Акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта составляется на каждое транспортное средство в двух экземплярах, один экземпляр вручается водителю.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением начальника Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Г. А.В. от 22 декабря 2018 года N утверждены рейдовые задания на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации на 12 месяцев 2019 года.
Согласно рейдовому заданию на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации от 26 сентября 2019 года N начальником Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Г. А.В. установлен срок проведения рейдовых осмотров с 01 октября 2019 года по 31 октября 2019 года; лица, уполномоченные на проведение рейдовых осмотров, в том числе государственный инспектор А. Н.Н. Пунктом 6.1 рейдового задания предусмотрено проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении автотранспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перевозки организованных групп детей автобусами.
О данном рейдовом мероприятии направлено уведомление N от 26 сентября 2019 года прокурору Удмуртской Республики.
Из оспариваемого постановления от 28 октября 2019 года N по делу об административном правонарушении следует, что МБОУ Ежевская СОШ 09 октября 2019 года осуществляла перевозку группы детей в количестве 17 человек по маршруту "адрес" без соблюдения правил организованной перевозки детей автобусами. 09 октября 2019 года в период времени с 11 часов 36 минут до 12 часов 40 минут по адресу: "адрес" государственным инспектором А. Н.Н. проведен осмотр, обследование транспортного средства "данные изъяты" государственный регистрационный знак N в процессе его эксплуатации на предмет выполнения требований установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При проведении осмотра транспортного средства у водителя У. И.А. отсутствовали следующие документы: копия уведомления в ГИБДД об организованной перевозке группы детей; документ, определяющий порядок посадки детей в автобус.
Таким образом, юридическое лицо - МБОУ Ежевская СОШ не уведомила ГИБДД об организованной перевозке группы детей и не предоставила водителю У. И.А. документы, необходимые для организованной перевозки детей: копию уведомления в ГИБДД об организованной перевозке группы детей; документ, определяющий порядок посадки детей в автобус.
Факт совершения юридическим лицом - МБОУ Ежевская СОШ административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении N от 28 октября 2019 года; путевым листом автобуса N от 9 октября 2019 года; выпиской из журнала учета движения путевых листов; выпиской из приказа по МБОУ Ежевской СОШ от 14 октября 2008 года N " "данные изъяты""; приказом заместителя директора Г. Ж.И. N от 09 октября 2019 года " "данные изъяты"", согласно которому обучающиеся Ежевской СОШ в количестве 12 человек направляются для участия в районной олимпиаде по ИЗО по маршруту "адрес"; списком детей; списком сопровождающих лиц; приказом директора школы Х. В.И. N от 29 августа 2018 года "О назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения", согласно которому ответственным за данное направление назначен специалист - диспетчер Ежевской СОШ Т. Н.Б.; должностной инструкцией специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, утвержденной директором МАОУ Ежевская СОШ 01 декабря 2017 года; приказом директора Починковской ООШ С. С.М. N от 20 августа 2019 года о возложении обязанностей директора школы на заместителя директора К. М.Г.; приказом заместителя директора Починковской ООШ К. М.Г. N от 09 октября 2019 года "О разрешении на выезд" согласно которому разрешен выезд 09 октября 2019 года обучающихся Починковской ООШ в количестве 6 человек для участия в олимпиаде; списком обучающихся; договором безвозмездного фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу от 08 октября 2019 года, из которого следует, что МБОУ Ежевская СОШ "фрахтовщик" и Починковская ООШ "фрахтователь" заключили договор, согласно которому фрахтовщик предоставляет фрахтователю автобус марки "данные изъяты" г..р.н. N, вместимость 22 места во временное пользование, а также оказывает услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации; актом N от 09 октября 2019 года планового (рейдового) осмотра, обследования
транспортного средства "данные изъяты" гр.н. N, принадлежащего МБОУ Ежевская СОШ на котором осуществлялась перевозка детей по маршруту "адрес" в количестве 17 человек, в ходе осмотра были выявлены нарушения Правил организованной перевозки группы детей автобусами, в акте водитель У. И.А. собственноручно указал, что выехал из Ежевской школы, механик посадил 12 ребят, по пути забрали 5 детей из Починковской школы в "данные изъяты", имеется подпись водителя У. Н.А. об ознакомлении с данным актом и о получении его копии. Кроме того, вина юридического лица подтверждается объяснениями заместителя директора Ежевской СОШ Г. Ж.И. от 21 октября 2019 года, объяснениями специалиста - диспетчера Ежевской СОШ Т. Н.Б. от 22 октября 2019 года; фотоснимками и другими материалами дела, собранными в ходе административного расследования.
Доводы заявителя жалобы о том, что проверка проведена с нарушением Административного регламента, утвержденного Приказом Минтранса России от 13 декабря 2011 года N 313, а также статьи 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются необоснованными.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что школа не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия юридического лица правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюден.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях школы объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Приволжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N от 28 октября 2019 года, решение судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2019 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ежевской средней общеобразовательной школы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ежевской средней общеобразовательной школы Х.В.П. - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.