Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-3496/2019) по иску К.А.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет
по кассационной жалобе К.А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 ноября 2019 г, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения К.А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области М, возражавшей против удовлетворения жалобы, представителя Войсковой части N Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Ларина С.В, полагавшего необходимым кассационную жалобу удовлетворить, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.А.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области) о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет.
В обоснование заявленных требований К.А.Н. указал на то, что он обратился в центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением о назначении пенсии по льготной выслуге лет в связи со службой в органах МВД России.
В период с 29 июня 1992 г. по 25 февраля 1993 г. он служил во внутренних войсках МВД России.
С 28 января 1994 г. по 12 ноября 1996 г. проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области в должности контролера 4 отделения службы физической защиты УДНП РФ.
В соответствии с приказом начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области от 11 ноября 1996 г. N он был уволен со службы в федеральных органах налоговой полиции.
Срок службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, для назначения пенсии на 12 ноября 1996 г. составлял: календарный - 3 года 5 месяцев 9 дней, льготный - 1 год 4 месяца 22 дня, всего - 4 года 10 месяцев 1 день.
На основании приказа от 23 марта 2009 г. N с 23 марта 2009 г. он принят на службу в ГУВД по Кемеровской области, занимал должности в группе материального обеспечения 27 отряда специального назначения Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России.
Приказом командира войсковой части 6607 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 4 марта 2019 г. N уволен в отставку на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", исключен из списков личного состава воинской части с 12 апреля 2019 г. приказом командира войсковой части 6607 от 12 апреля 2019 г. N
Согласно расчету отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области выслуга лет на 12 апреля 2019 г. для назначения пенсии составляет: календарная выслуга - 13 лет 5 месяцев 29 дней, льготная выслуга - 20 лет 00 месяцев 20 дней.
В мае 2019 года он подал документы для назначения пенсии, однако письмом от 11 июня 2019 г. N ему было отказано в назначении пенсии.
Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частью 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" выслуга лет для назначения пенсии сотрудникам Управления внутренних дел, ранее проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции и в последствии поступивших на службу в порядке перевода в органы внутренних дел, берется в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, а он поступил на службу не в порядке перевода.
Просил признать не соответствующим закону решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (ЦФО) в части определения выслуги лет для назначения пенсии - 18 лет;
Зачесть срок его службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области в должности контролёра 4 отделения службы физической защиты УДНП России с 28 января 1994 г. по 12 ноября 1996 г. в льготном исчислении, т.е. один месяц службы за полтора месяца для назначения пенсии с момента обращения.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 24 июля 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Войсковая часть 6607 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 6 августа 2019г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, выразившееся в ответе заместителя начальника отдела пенсионного обслуживания от 11 июня 2019 г. N, в части определения выслуги лет для назначения пенсии К.А.Н.- 18 лет.
Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области включить К.А.Н. в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в должности контролера 4 отделения службы физической защиты УДНП РФ с 28 января 1994 г. по 12 ноября 1996 г. в льготном исчислении, т.е. один месяц службы за полтора месяца для назначения пенсии с момента обращения.
Взыскать с Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области в пользу К.А.Н. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе К.А.Н. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 ноября 2019 г, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что К.А.Н, ДД.ММ.ГГГГ обратился в центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением о назначении пенсии по льготной выслуге лет в связи со службой в органах МВД России.
В период с 29 июня 1992 г. по 25 февраля 1993 г. он служил во внутренних войсках МВД России.
С 28 января 1994 г. по 12 ноября 1996 г. проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области в должности контролера 4 отделения службы физической защиты УДНП России, что подтверждается копией послужного списка.
Приказом начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области от 11 ноября 1996г. Nлс он был уволен со службы в федеральных органах налоговой полиции.
Срок службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, для назначения пенсии на 12 ноября 1996 г. составлял: календарный - 3 года 5 месяцев 9 дней, льготный - 1 год 4 месяца 22 дня, всего - 4 года 10 месяцев 1 день.
Приказом от 23 марта 2009 г. Nс/ч с 23 марта 2009 г. он принят на службу в ГУ МВД по Кемеровской области, занимал должности в группе материального обеспечения 27 отряда специального назначения Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России.
Приказом командира войсковой части N от 4 марта 2019 г. Nл/с уволен с военной службы в отставку на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", исключен из списков личного состава воинской части с 12 апреля 2019 г. приказом командира войсковой части 6607 от 12 апреля 2019 г. Nс/ч.
Из расчета врио начальника штаба войсковой части N следует, что выслуга лет К.А.Н. на 12 апреля 2019 г. для назначения пенсии составляет: календарная выслуга - 13 лет 5 месяцев 29 дней, льготная выслуга - 20 лет 00 месяцев 20 дней.
В мае 2019 года истец подал документы для назначения пенсии по выслуге лет, однако письмом заместителя начальника отдела пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ по Кемеровской области от 11 июня 2019 г. N ему было отказано в назначении пенсии.
Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частью 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" выслуга лет для назначения пенсии сотрудникам УВД, ранее проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции и в последствии поступивших на службу в порядке перевода в органы внутренних дел, берется в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, а он поступил на службу не в порядке перевода.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался частью 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N "О федеральных органах налоговой полиции и, исходил из того, что истец в спорный период (с 28 января 1994 г. по 12 ноября 1996 г.) проходил службу в подразделении физической защиты органов налоговой полиции, дающем право на расчет выслуги лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца.
Представителем Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области М. была подана апелляционная жалоба на решение Центрального районного суда г.Кемерово от 6 августа 2019 г, в которой она просила отменить решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области М, не согласился с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований. Указал, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что следует согласиться с выводами суда апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N).
На основании пункта "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Статья 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля1993 г. N определяет периоды, которые подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел.
Во исполнение абз. 3 стстать 18 вышеназванного закона 22 сентября 1993 г. принято постановление Правительства Российской Федерации N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
Согласно пункту 1(2) указанного постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации помимо периодов, указанных в пунктах 1 и 1(1) настоящего постановления, засчитываются служба, время работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленные в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была упразднена с 1 июля 2003 г.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" за лицами, уволенными со службы в федеральных органах налоговой полиции и принятыми на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода в соответствии с настоящей статьей, сохраняются сроки выслуги в имевшихся у них специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий (классных чинов, квалификационных разрядов).
Выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N-I "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывалась в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Таким образом, для бывших сотрудников налоговой полиции, в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, продолживших службу в органах внутренних дел в порядке перевода, подлежало включению в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2019 г. N-О указал на то, что закрепленное частью пятой статьи 54 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" правило о зачете выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в данных органах в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме позволяет указанной категории граждан сохранить имеющуюся выслугу при переводе в другие государственные органы, а также обеспечивает реализацию их права на пенсионное обеспечение, позволяя увеличивать выслугу для назначения пенсии данным лицам, и не может рассматриваться как нарушающее их права.
Вместе с тем, как установлено судом, истец с 23 марта 2009 г. принят на службу в органы внутренних дел не в порядке перевода, а в общем порядке, поскольку был уволен из органов налоговой полиции 11 ноября 1996 г. за систематическое нарушение служебной дисциплины.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, верно пришел к выводу о том, что часть 4 и 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ на спорные правоотношения не распространяется.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемого К.А.Н. апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 ноября 2019 г. не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К.А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.