Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Романова В.С, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Хороброй Ю.С, истца Лесовицкой Е.Л. и ее представителя Капитонова А.Б, участвовавших в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10568/2019 по апелляционной жалобе представителей ответчиков на решение 26 гарнизонного военного суда от 2 октября 2019 г, которым удовлетворено исковое заявление Лесовицкой Елены Валерьевны к главе администрации г. Байконур (далее - глава администрации) и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур" (далее - Комиссия) о признании незаконным решения Комиссии, связного с отказом в переселении.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, объяснения истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лесовицкая проживает и работает в г. Байконуре. С 2010 года она с составом семьи из 4 человек находилась на учёте граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", с датой принятия на учёт 23 января 1992 г. Рассмотрев ее заявление о включении в состав участников основного мероприятия по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильём на территории Российской Федерации в планируемом году, Комиссия решением от 12 июля 2019 г. (протокол N), в удовлетворении просьбы истцу отказала и сняла ее с членами семьи с учёта граждан, подлежащих переселению, на основании подп. "б" п. 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 18 мая 2018 г. N 219.
Жилищный орган исходил из того, что Лесовицкая в 1991 году и ее муж в 1999 году в составе семьи своих отцов - военнослужащих обеспечивались за счёт бюджетных средств жилыми помещением на территории Российской Федерации, соответственно в "адрес" и в "адрес", в связи с переселением с территории комплекса "Байконур".
Полагая решение Комиссии незаконным, Лесовицкая просила обязать ответчиков восстановить ее с членами семьи на учёте граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с комплекса "Байконур", и повторно рассмотреть вопрос о включении ее в состав участников программы по обеспечению жильём на территории Российской Федерации при отсутствии к тому иных препятствий.
Решением суда первой инстанции иск Лесовицкой удовлетворен.
В апелляционной жалобе представители ответчиков, не соглашаясь с решением суда, просят его отменить.
В обоснование жалобы указывают, что до вступления в силу Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 18 мая 2018 г. N 219 (далее - Указ Президента РФ от 18 мая 2018 г. N 219), прием на жилищный учет граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", осуществлялся на основании ранее действовавшего законодательства Российской Федерации, в связи с чем принятое решение 26 гарнизонного военного суда от 29 января 2010 г, оставленное без изменения определением 3 окружного военного суда от 5 апреля 2010 г, которым удовлетворено исковое заявление Лесовицкой о признании незаконным решения городской жилищной комиссии комплекса "Байконур" от 1 июня 2009 г. в части отказа в признании ее нуждающейся в получении жилого помещения на территории Российской Федерации, не может рассматриваться как основание для включения Лесовицкой и членов ее семьи в состав участников ведомственной целевой программы с целью получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Отмечает, что Указ Президента РФ от 18 мая 2018 г. N 219 является единственным нормативным правовым актом, устанавливающим государственные обязательства по обеспечению жильем на территории Российской Федерации отдельных категорий граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур".
Согласно нормам данного Указа, социальная выплата предоставляется гражданам и членам их семей при условии, что они на день вступления в силу данного Указа ранее не обеспечивались за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета жилыми помещениями на территории Российской Федерации в связи с переселением с территории комплекса "Байконур".
Поскольку Лесовицкая и ее муж в составе семьи своих отцов-военнослужащих ранее обеспечивались жилыми помещениями на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, то они не имеют права на получение социальной выплаты в рамках действия Указа Президента РФ от 18 мая 2018 г. N 219, в связи с чем основания для восстановления на учете Лесовицкой и членов ее семьи в качестве граждан, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", и включения ее в состав участников ведомственной целевой программы для последующего предоставления социальной выплаты отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу Лесовицкая просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что вопрос обеспечения ее и супруга жилым помещением на территории Российской Федерации уже являлся предметом судебного разбирательства и имеется вступившее в законную силу решение 26 гарнизонного военного суда от 29 января 2010 г, вынесенное по делу, в котором участвовали те же лица, в связи с чем выводы Комиссии при принятии оспариваемого решения противоречат обстоятельствам, установленным данным решением суда.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, сославшись на ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, исходил из того, что оспариваемым решением Лесовицкая не обоснованно не включена в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", подлежащих отселению с комплекса "Байконур", поскольку имеется вступившее в законную силу решение 26 гарнизонного военного суда от 29 января 2010 г. по иску Лесовицкой к главе администрации г. Байконура и Городской жилищной комиссии комплекса "Байконур" по отселению граждан на территорию Российской Федерации, в рамках которого исследовался вопрос о получении истцом и ее супругом жилых помещений на территории Российской Федерации в составе семей своих отцов - военнослужащих в 1991 и 1999 годах, и принятым судом решением установлено, что ни Лесовицкая, ни ее супруг лично жилыми помещениями за счет администрации г. Байконура или средств федерального бюджета не обеспечивались и жилых помещений на территории Российской Федерации не имеют.
Между тем, делая такие выводы, суд оставил без внимания обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также допустил ошибку в применении норм материального и процессуального права.
В целях обеспечения жилыми помещениями на территории Российской Федерации отдельных категорий граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур" (Республика Казахстан), Президентом Российской Федерации 18 мая 2018 г. издан Указ N 219 "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации", согласно пункту 3 которого администрации города Байконура предписано осуществлять учёт имеющих право на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Указом граждан Российской Федерации и членов их семей, а также выдачу им государственных жилищных сертификатов.
Этим же Указом Президента Российской Федерации утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения социальная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации и членам их семей при условии, что они на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 ранее не обеспечивались за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, в том числе за счет бюджета г. Байконура, жилыми помещениями на территории Российской Федерации, не получали субсидий или иных выплат на приобретение или строительство жилого помещения на территории Российской Федерации в связи с переселением с территории комплекса "Байконур".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Подпунктом "л" пункта 5 Правил, введённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 1392, установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подлежащие переселению с территории комплекса "Байконур", имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 21 этих же Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 1392) администрация г. Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных этой администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
В силу подпункта "г" пункта 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счёт средств федерального бюджета.
В целях реализации вышеприведённого Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2019 г. N 219 постановлением Главы администрации г. Байконур от 16 ноября 2018 г. N 623 утверждено Положение о порядке учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", имеющих право на предоставление социальной выплаты, выдачи им государственных жилищных сертификатов
В соответствии с пунктом 2.5 указанного Положения рассмотрение заявлений и документов в их обоснование от граждан и членов их семей, принятие решений о предоставлении им социальной выплаты, о снятии с учета, а также других связанных с учетом граждан решений осуществляется Комиссией по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур".
Постановлением Главы администрации г. Байконур от 16 ноября 2018 г. N 624 утверждено Положение о Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур", согласно пунктам 1.1. и 2.5. которого Комиссия создана в целях рассмотрения обращений граждан Российской Федерации по вопросам, касающимся переселения с территории комплекса "Байконур" и её задачами является принятие решений по вопросам переселения граждан Российской Федерации и членов их семей, состоящих на учёте в администрации г. Байконур в качестве подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", имеющих право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.
В силу приведённых правовых норм социальная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации и членам их семей при условии, что они на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 ранее не обеспечивались за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, в том числе за счет бюджета г. Байконура, жилыми помещениями на территории Российской Федерации, не получали субсидий или иных выплат на приобретение или строительство жилого помещения на территории Российской Федерации в связи с переселением с территории комплекса "Байконур".
Из копии паспорта истца (л.д. 12-14), решения 26 ГВС от 29 января 2010 г. (л.д. 15, 16) и объяснений Лесовицкой в суде апелляционной инстанции следует, что она проживает в г. Байконур и в настоящее время работает на "данные изъяты".
В 1991 году истцу в составе семьи отца от Министерства обороны РФ предоставлялась квартира в "адрес", а ее супругу в составе семьи его отца от администрации г. Байконур в 1999 году предоставлялась квартира в "адрес". Лесовицкая была зарегистрирована в предоставленной квартире с 1993 по 1996 годы, однако в 1996 году снялась с регистрационного учета и выехала в г. Байконур. Супруг Лесовицкой в распределенной квартире не проживал, а с 1997 года проживает в г. Байконур. Истец и ее супруг участия в приватизации данных жилых помещений не принимали.
Решением Городской жилищной комиссии комплекса "Байконур" от 8 июля 2010 г, оформленным протоколом N 4, истец с составом семьи из 4 человек принята на соответствующий учёт граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур" на территорию Российской Федерации. Основанием для его принятия послужило решение 26 ГВС от 29 января 2010 г.
Лесовицкая в июле 2019 г. обратилась в Комиссию с заявлением о включении ее с членами семьи в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" - граждан Российской Федерации, подлежащих обеспечению граждан переселению с территории комплекса "Байконур".
Решением Комиссии от 12 июля 2019 г, оформленным протоколом N, Лесовицкой отказано во включении в состав участников основного мероприятия выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан Российской Федерации, подлежащих обеспечению граждан переселению с территории комплекса "Байконур".
Этим же решением Комиссии истец и члены ее семьи сняты с указанного учёта.
При принятии оспариваемого решения Комиссия исходила из того, что Лесовицкая и ее супруг, соответственно в 1991 и 1999 годах, обеспечивались жилой площадью в Российской Федерации в составе семьи своих отцов за счёт средств федерального бюджета и бюджета г. Байконур.
Поскольку Положение о порядке предоставления социальных выплат, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219, не предусматривает возможность повторного обеспечения гражданина Российской Федерации и членов его семьи жильём на территории Российской Федерации в порядке переселения с территории комплекса "Байконур" на безвозмездной основе, то Комиссия в пределах предоставленных ей соответствующим Положением полномочий правомерно отказала Лесовицкой во включении в состав участников основного мероприятия по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильём на территории Российской Федерации в планируемом году и сняла ее с учёта граждан, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур" и имеющих право на предоставление социальной выплаты.
В этой связи обеспечение истца жильём на территории Российской Федерации в составе семьи отца в 1991 свидетельствует о реализации государством в отношении истца обязательства по переселению с территории комплекса "Байконур".
Ссылка в апелляционной жалобе на решение 26 ГВС от 29 января 2010 г. является несостоятельной.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем гарнизонным военным судом 29 января 2010 г. рассматривался вопрос о признании Лесовицкой и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении на территории Российской Федерации и принятии на соответствующий учет, тогда как Комиссия по переселению 12 июля 2019 г. рассматривала вопрос наличия у нее и членов ее семьи права на предоставление социальной выплаты в рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219, которым установлены специальные нормы, действующие в отношении граждан Российской Федерации, претендующих на получение социальной выплаты и членов их семей.
Кроме того, ранее Лесовицкая оспаривала решение городской жилищной комиссии комплекса "Байконур" по отселению граждан на территорию Российской Федерации, а по настоящему делу - решение Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур", которая осуществляет свою деятельность на основании нового Положения, утвержденного постановлением Главы администрации г. Байконур от 16 ноября 2018 г. N 623.
При таких данных решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального и процессуального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Лесовицкой.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 2 октября 2019 г. по иску Лесовицкой Елены Валерьевны к главе администрации г. Байконур и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур" в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Лесовицкой Е.В. отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.